Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 336, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Марта: Спасибо, Natalie !!! Прекраснее быть просто невозможно, но ... есть Н.Н.Пушкина

Natalie: Согласна.

Cаша: Спасибо, уважаемая Natalie. Хочется кое-что добавить к сказанному. Портрет Авроры Демидовой работы Брюллова имеет сложную судьбу. Очень жаль , что на 12 лет это полотно ушло от зрителя в гостиную Ростроповича-Вишневской. Видимо, настолько велика была обида на Державу. Но причем эдесь простые люди, которые пришли бы в Третьяковку посмотреть на шедевр!?. .Печально все это. Вы помните, дорогая Марта, мои грустные мысли по поводу этот жеста Вишневской тогда, на аукционе, в 1995 - м, о котором я писал Вам весной В Л.С.. Да и сейчас в Константиновском дворце картины, выкупленные олигархом, едва ли доступны массовому зрителю. Мне кажется, попасть в Константиновский (т.е. собрался, приехал в урочное время и посетил без особой предварительной договоренности) все-таки не так просто, как в дом на Мойке, 12 или в Юсуповский дворец.


Cаша: “Муж зарабатывал деньги, а я их тратила” Аукцион будет проходить 18—19 сентября в торговом зале на Нью-Бонд-стрит, хорошо известном богатым русским покупателям. Они появились здесь в середине 90-х и с тех пор поставили немало оглушительных рекордов. Благодаря их невероятной азартности русское искусство в ценовом отношении оказалось в одном ряду с картинами западных художников впервые за всю историю антикварного рынка. Перелистывая каталог коллекции с двуглавым орлом под короной на обложке, вижу многие знакомые вещи — они были куплены на аукционах в Лондоне или в Женеве, и я была свидетелем того, как за них торговалась Галина Вишневская. “Ростропович зарабатывал деньги, — говорит она, — а я их тратила”. На собрании лежит отпечаток требовательного, избалованного вкуса самой Галины Павловны. Она всегда внимательно слушала советы больших знатоков, обсуждала с мужем каждую покупку, но окончательный выбор принадлежал ей. Чутье на шедевры у Вишневской абсолютно профессиональное, но действовала она не как дилер, цель которого купить дешевле, чтобы от продажи заработать на разнице. Нет, она всегда шла до конца, если влюблялась в какую-то исключительную вещь. Конкуренты могли сделать пару шагов и прекращали торговаться, видя ее в зале. Вишневская поднимала аукционную “ракетку” и не отпускала, пока не остынет пыл ее соперников. В результате за тридцать лет — а это минимальный срок для составления любого значительного собрания — в руках семьи оказались выдающиеся сокровища императорской России, хронологически охватывающие три столетия, начиная с великоустюжских эмалей XVII века. Многие шедевры собрания Ростроповича—Вишневской вызывают вздох восхищения даже у специалистов наших национальных музеев. Вспомню лишь две истории о том, как великолепные картины, за которыми охотилась Третьяковская галерея, так и не попали в нашу страну, а оказались в коллекции Ростроповича—Вишневской. ПРЯМАЯ РЕЧЬ “Когда мы со Славой уехали в 74-м году, без копейки денег нас выставили из страны, все имущество осталось тут. А сейчас, когда мы продаем то, что было нажито только голосом и виолончелью, конечно, Ростроповича прежде всего, сегодня всех интересует”. Галина ВИШНЕВСКАЯ — “Эху Москвы”. Великолепная Аврора В 1995 году, накануне очередных русских торгов, в Москву прилетел глава Русского отдела Sotheby’s Джон Стюарт. Он позвонил мне и сказал: “Я привез свежие каталоги нашего аукциона в Лондоне. Приезжайте в “Метрополь”, увидите, какую сильную коллекцию мы собрали на этот раз. Жемчужина — портрет Авроры Демидовой Карла Брюллова”. При встрече Джон поведал историю картины. “Это фамильная ценность семьи Демидовых. О красоте Авроры в Петербурге ходили легенды. Она была фрейлиной императрицы Марии Федоровны — та в 1836 году организовала ее брак с князем Павлом Демидовым, сказочно богатым человеком, но безнадежно больным. Через год Аврора овдовела. Следующий ее брак с сыном известного историка Андреем Карамзиным закончился трагически, он погиб во время Крымской войны. Из семьи картина не выходила, написана она была в Петербурге, а оттуда — увезена Авророй в Италию, на виллу Сан-Донато под Флоренцией (которую построил Анатолий Демидов, деверь Авроры). По наследству вместе с чудной виллой портрет перешел югославской королевской семье Карагеоргиевичей. И вот ее первое появление на публичных торгах. Я думаю, такой портрет может заинтересовать русские музеи...” Я тогда работала в газете “Культура”, в отделе изобразительного искусства, и опубликовала статью с большим портретом Авроры. А еще сообщила заведующей отделом живописи XVIII — первой половины XIX вв. Третьяковской галереи Людмиле Маркиной о приезде Джона Стюарта в Москву. Третьяковка как раз тогда начала подготовку к юбилейной выставке Брюллова, и администрация решила, что включить в экспозицию солидное новое приобретение было бы как нельзя кстати. Министерство культуры выделило галерее около 70 тысяч долларов, больше за такой короткий срок собрать не удалось. Вскоре после встречи со Стюартом я полетела в Петербург, где состоялись торжества по случаю открытия петергофских фонтанов. Мэр города Анатолий Собчак пригласил из-за рубежа множество гостей из больших аристократических фамилий. От дома Романовых был князь Михаил Романов из Парижа, а также молодой князь Георг Юрьевский из Швейцарии, прямой потомок Александра II. От Рюриковичей — князь Никита Лобанов-Ростовский из Лондона. Барон Фальц-Фейн, потомок адмиралов Епанчиных. Род Строгановых-Васильчиковых представляла княгиня Татьяна Меттерних, “королева” шампанских вин из Германии. В ее роскошном имении с виноградниками гостили и Анатолий Собчак, и Владимир Путин, наш будущий президент. Это была история императорской России в живых лицах. А самым удивительным для меня было то, что здесь присутствовал князь Александр Югославский, связанный родством с Демидовыми. Тогда я впервые поняла смысл выражения “как тесен мир”. Анатолий Собчак устроил для всех большой прием, на котором князь Лобанов-Ростовский показал Галине Вишневской газету с моей публикацией и сказал: “Забавно, что здесь присутствует автор статьи и продавец “Авроры Демидовой” князь Александр, который получил портрет от своего отца князя Павла Югославского вместе с виллой Сан-Донато”. А вечером, когда состоялся костюмированный бал в Петергофе, барон Фальц-Фейн сказал князю Александру Югославскому в шутку: “Вы должны заплатить комиссионные журналистке, которая сделала рекламу вашей картине. Увидите, будет драка, и Галина Вишневская ее купит”. А князь громким шепотом сказал барону на ухо: “Зачем вы рассказали, что это картина моя? Я и не думал, и не хотел, чтобы об этом кто-то знал, тем более журналисты…” Для Третьяковки — слишком дорого На следующий день я вылетела в Лондон, чтобы присутствовать на аукционе Sotheby’s. Я знала, что из России за портретом Демидовой направляются по крайней мере два человека — коллекционер Валерий Дудаков, представляющий интересы консорциума московских банков, и Людмила Маркина от Третьяковской галереи. Помню, с каким волнением Людмила Алексеевна появилась на Нью-Бонд-стрит и сразу направилась к портрету Авроры. Он был прекрасен. Еще в позапрошлом веке один критик отметил, как это банально — расхваливать портреты Брюллова. Ведь достаточно сказать: это Брюллов! Но Людмилу Маркину мучили сомнения: манто на плече Авроры было повреждено грубыми реставрациями. “А можно лупу?” — спросила она Джона Стюарта. “Пожалуйста”. — “А лампу не могли бы принести?” — “Хорошо, будет лампа”. Однако вопрос “купить — не купить” разрешился сам собой на аукционе, когда в торговом зале появилась Галина Вишневская. Она села в первом ряду с парой очков, одни перед глазами, другие на носу, а когда “пошла” Аврора Демидова, подняла “ракетку” и держала ее до победного конца. Дудаков сделал несколько ставок и остановился, а Людмила Маркина так и не вступила в борьбу: в ее руках, как выяснилось, была слишком маленькая сумма даже для старта... После аукциона было много разговоров о том, какой дорогой портрет: 130 тысяч фунтов стерлингов! Это же состояние, на которое тогда можно было купить квартиру в Кенсингтоне, рядом с дворцом принцессы Дианы! А сколько еще Вишневская потратит на его реставрацию… Прошло с тех пор много лет, эти рассуждения кажутся теперь нелепыми, так как русские картины даже не самого первого ряда идут на аукционах за миллионы. И никого это теперь не удивляет. Сегодня предварительная оценка Авроры 800 000—1 200 000 фунтов стерлингов, или 1 630 000—2 440 000 долларов. Я позвонила в Третьяковскую галерею и спросила Людмилу Маркину: “Что вы, как эксперт, думаете о коллекции и о том, что она продается?” И получила ответ: “Галина Павловна — пленница красоты. Большое наслаждение видеть и изучать все эти вещи. Жаль, что распадается такое целостное изумительное по качеству собрание. Ему бы место в Музее личных коллекций в Москве...” Полный тект опубликован в Ленинградской правде: http://www.lenpravda.ru/today/253435.html

Таша: Спасибо, дорогой Саша, за этот экускурс. Я предполагала, что Галина Вишневская человек-стена, но не до такой степени.

Марта: Саше с благодарностью

Зизи: Спасибо, уважаемая Natalie! Из Вашей ссылки получается, что существует два портрета и один из них - копия. Автор статьи уверен, что подлинник - в Нижнетагильском музее. Тогда в Константиновском копия, которую выдают за подлинник? НО ведь специалисты из Третьяковки тоже определили его как подлинный. Иначе Вишневская его не купила бы! А, может быть, существовала авторская копия?

Марта: Выполняю своё обещание и рассказываю о современнике Пушкина (они не были знакомы) - композиторе первой трети девятнадцатого века: "Аугуст Хейнрих фон Вейраух (род. 1788 г., Рига) учился в Петербурге, знал прекрасно русский язык; в 1808 году издавал еженедельник для дам «Ирис» с модными картинками, единственный в Прибалтике до последней четверти 19 века. В 1813 г. женился на баронессе Софии Марии Штакельберг. Брак оказался не очень удачным, и жена с 1819 года жила с дочерьми в Дрездене. В 1827 году туда переселился и Вейраух и, пока имел состояние, жил вместе с семьёй. После 1840 года впал в бедность и умер в нищете в 1865 г. Он был разносторонне одарённым человеком, занимался филологическими исследованиями, составлял словарь древнееврейского языка, был прекрасным пианистом. Современники считали его выдающимся композитором и лучшим поэтом Прибалтики. Сохранившиеся сборники Вейрауха представляют собою собрание 54 немецких песен с нотами, к 19 из которых имеются соответствующие тексты Жуковского. Возможно, до нас дошли не все тексты Жуковского, положенные Вейраухом на музыку. Так, две песни «Призвание» и «Персидская песня» были обнаружены в альбоме дерптской приятельницы поэта Языкова Марии Дириной-Рейц и опубликованы лишь в 1911 г., хотя они, несомненно, существовали уже в 1819 г. Романс Вейрауха "К востоку, всё к востоку" был ошибочно приписан Шуберту, и в 1848 году Вейраух выступил в печати в защиту своих авторских прав. В первой трети XIX века этот романс был самым популярным романсом Европы. Тексты романсов были восстановлены эстонским литературоведом Малле Салупере. 1 января 1831 года Жуковский в новогоднем письме Авдотье Петровне Елагиной привел несколько отрывков из писем Марии Андреевны к ее "доброму Зейдлицу". … Она писала: "Я посылаю Вам "Песни" Вейрауха в подарок …» В сборник музыкальных композиций Вейрауха входило семь песен на слова Жуковского, две из которых - "Розы расцветают" и "Голос с того света" - особенно часто звучали в доме Мойеров. "Песни" были подарены Марии Андреевне Жуковским 19 октября 1822 года. Она же послала их Зейдлицу к его 25-летию, с датой "6 марта 1823". Зейдлиц хранил "Песни" Вейрауха всю жизнь". Эти данные взяты мною из сборника "Жуковский и русская культура /статья Малле Салупере "Забытые друзья Жуковского"/ и из статьи Лады Вуич из журнала "Наше наследие". Воспоминания о нём оставили Мария Андреевна Мойер (Протасова), А.О.Смирнова-Россет и другие.

Зизи: Теперь бы романсы послушать...

Зизи: Уважаемая Марта! Я не знаю, была ли А.П. Елагина родственницей владельца дворца в Петербурге. Она ведь урожденная Юшкова (кажется?), И.П. жил за много лет до нее. Елагин Иван Перфильевич - писатель и государственный деятель (1725 - 1794). В 1743 г. выпущен из сухопутного кадетского корпуса. К пятидесятым годам должны быть отнесены стихотворения Елагина, весьма скабрезного характера, ходившие по рукам в многочисленных списках. Напечатана его сатира "На петиметра и кокеток" ("Библиотечные Записки", 1859, № 15). Когда в 1758 г. был арестован канцлер граф Бестужев-Рюмин , заподозренный в заговоре в пользу великой княжны Екатерины Алексеевны , Елагин как сторонник будущей императрицы и доверенное лицо Понятовского (впоследствии короля польского) был сослан в Казанскую губернию. С воцарением Екатерины Елагин немедленно был возвращен из ссылки и, несмотря на недоброжелательство к нему Орловых, щедро награжден за преданность. Позднее он был сенатором и обер-гофмейстером. Императрица говорила о нем, "что он хорош без пристрастия". Он был приближенным наследника престола и, вместе с Сумароковым , его постоянным гостем. Наиболее яркой стороной его деятельности является управление театрами (1755 - 1779). В это время учрежден русский публичный театр (1774), основано, по плану помощника его Бибикова, театральное училище (1779), командирован за границу набирать французскую труппу актер Дмитревский , заложен Большой театр; хозяйственная часть театра приведена в блестящее состояние, несмотря на необыкновенную роскошь постановки. Отставку Елагина до сих пор объясняли анекдотическими подробностями, почерпнутыми Бантыш-Каменским из голословного свидетельства князя Голицына ; вновь открытые сведения дают ей другое освещение (см. статью барона Дризена "И.П. Елагин", "Русская Старина", 1893, октябрь). Елагин играл значительную роль в русском масонстве, к которому он принадлежал с юных лет; под конец его жизни это изменило к худшему отношение к нему Екатерины, когда-то шутя подписавшейся: "Канцлер господина Елагина". В петербургской провинциальной ложе английской системы, открытой в 1770 г., Елагин первый получил звание великого мастера. В 1777 г. Елагин принимал участие во введении среди русского масонства шведской масонской системы "строгого наблюдения". Увлекаясь одно время тайными науками, он был горячим адептом Калиостро. После него осталась любопытная (неоконченная) записка о масонстве, преимущественно русском (напечатана в 1864 г.). Как и Храповицкий , Елагин, по-видимому, был сотрудником Екатерины по некоторым ее литературным произведениям, слагал иногда стихи для ее комедий и прочее. Есть указание, что Елагин когда-то перевел все комедии Детуша; ему же приписывается неизданный перевод французской комедии "Jean de France", игранной в 1765 г., и многое другое (Статья Лонгинова в "Русской Старине", 1870, т. II). Елагин считается одним из родоначальников первобытного славянофильства; он писал иногда почти по-славянски. Фонвизин , с 1763 по 1769 г. служивший при нем секретарем, сначала подражал Елагину употребляя много славянских слов и "каданзированную прозу". Яснее всего "славянское" направление Елагина сказалось в начатом на склоне лет (1790) "Опыте повествования о России", доведенном до 1389 г. Научные приемы "Опыта" (вышла 1 часть, Москва, 1803) крайне наивны и не выдерживают самой снисходительной критики. О некоторых чертах его характера говорят Бантыш-Каменский ("Словарь достопримечательных русских людей", 1847), Жихарев ("Отечественные Записки", 1856, № 9), Пекарский ("Материалы, для истории литературы и журнальной деятельности Екатерины II"), С. Порошин ("Записки"). - Ср. Лонгинов "Новиков и мартинисты"; его же статья в "XVIII в." Бартенева , т. II; Венгеров "Русская поэзия" и "Источн. слов. русских писателей". (Текст из "Русской истории в портретах")

Марта: сатира "На петиметра и кокеток" Вот бы почитать! Надо посмотреть по Инету. Спасибо, милая Зизи, много-много раз....

Зизи: А мне еще вот это понравилось: считается одним из родоначальников первобытного славянофильства;

Зизи: С портретами Авроры Демидовой я так и не разобралась! Так и не поняла я, где подлинник, а где копия? А вы разобрались? И вот еще интересный портрет. Фотография из архива кинофотодокументов. Это дочь А.П. Керн

Таша: Зизи пишет: где подлинник, а где копия? И кто его знает... Может быть, Саше это виднее или уважаемому Коту?

Марта: Где-то я видела портрет дочери А.П.Керн... Может, даже у нас на форуме?

Зизи: Марта пишет: Где-то я видела портрет Может быть, и на форуме. Просто сама фотография интересна - с пометками архива!

Кот: Если уж я не знал вообще, что это - портрет работы Брюллова, то тем более ничего не знаю по поводу того, где - подлинник, а где - копия или повторение.

Зизи: Интересно то, что это вообще никого не интересует - ни сотрудников Константиновского дворца, ни Нижнетагильского музея. Или же наоборот - они уже все знают! Тогда почему нет никакой информации в интернете?

Марта: Наверное, всё же их это интересует, только они сюда не будут об этом писать. Сегодня нашла портрет Долли Фикельмон, который раньше не видела:

бык: Марта пишет: только они сюда не будут об этом писать. Раз они дают всю прочую информацию, почему не выдать и эту? Рассматрива книгу с рисунками Пушкина, увидел портрет Ф. Толстого-американца. Интересно. что у Пушкина - он без очков. И на других портретах - тоже! правда, на портретах, он явно старше, чем на том, где изображен в очках.



полная версия страницы