Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 336, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Зизи: Наша уважаемая Марта вспомнила про императрицу Елизавету Алексеевну и ее роман с Алексеем Охотниковым. А я нашла интересную статью на эту тему http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post67289215/

Марта: Спасибо, дорогая Зизи! Про Н.И. Загряжскую действительно нет упоминаний. У меня сложилось ошибочное представление. Но ведь роман был и там!

барышня-крестьянка: О современниках Пушкина - небольшая новогодняя фантазия Маскарадные похождения В последний вечер уходящего 1831 года в Российском Благородном собрании имел быть костюмированный бал-маскарад. Вдоль фасада величественного здания на углу Большой Дмитровки и Охотного ряда выстроился ряд карет и возков. Это съезжалась московская знать: аристократы и сановники, молодежь военная и статская, красавицы замужние и помолвленные, а также искательницы женихов - недаром прозвали Москву ярмаркой невест. Оставив лакеям шубы и шинели, надев маски и домино, они входили в великолепный Колонный зал, блиставший хрусталем люстр, драгоценностями дам, шитьем мундиров, эполетами и орденами - и рассаживались за сервированными столами. После ужина начался бал. Вальс сменила зажигательная мазурка. В разгар веселья музыка смолкла, и распорядитель объявил, что праздник почтил своим присутствием предсказатель. Вошел гость в маске и причудливом костюме астролога, с огромной книгой судеб в руках, переплет которой покрывали черные и белые полосы, а в центре был голубой овал, испещренный знаками Зодиака. Раскрыв книгу, прорицатель начал читать стихотворные предсказания, обращенные к гостям праздника. Это были веселые мадригалы и остроумные эпиграммы. Так, недоступной красавице Александре Алябьевой, воспетой Пушкиным, были посвящены такие строки: Вам красота, чтобы блеснуть, Дана, В глазах душа, чтоб обмануть, Видна! Но звал ли вас хоть кто-нибудь: Она? К другой красавице - Вере Бухариной - прорицатель обратился с каламбурным мадригалом: Не чудно ль, что зовут вас Вера? Ужели можно верить вам? Нет, я не дам своим друзьям Такого страшного примера! Поверить стоит раз... но что ж? Ведь сам раскаиваться будешь, Закона веры не забудешь - И старовером прослывешь! Почтил вниманием астролог также молодую певицу Полину Бартеневу, начинающую поэтессу Евдокию Сушкову, позднее получившую известность под фамилией мужа - Ростопчина, сенатора Башилова, литератора Николая Павлова, известного всей Москве повесу Константина Булгакова. Были прочитаны и такие стихи: Вы не знавали князь Петра? Танцует, пишет он порою. От ног его и от пера Московским дурам нет покою. Ему устать бы уж пора - Ногами, но не головою. Адресата этой эпиграммы узнали все. Это был издатель "Дамского журнала", стихотворец князь Шаликов, сочинитель мадригалов, воспевавших "прекрасных дам", их "прелестные ручки и ножки". Несмотря на почтенный возраст - князю перевалило за шестьдесят - он усиленно молодился, одевался вычурно и претенциозно: в толпе гостей мелькал его фрак бронзового цвета и пышный бирюзовый галстук-бант. Эпиграмму князь принял за комплимент и в отчете о новогоднем маскараде, опубликованном в "Дамском журнале", благосклонно упомянул о "довольно затейливых стихах", обращенных к гостям. Вряд ли кто из участников костюмированного бала догадывался о том, что под маской астролога скрывался Михаил Лермонтов, в то время семнадцатилетний студент Московского университета. Об этом знал только его близкий друг и родственник Аким Шан-Гирей, помогавший готовиться к маскараду: он старательно срисовывал с этикеток чайного ящика китайские иероглифы, вырезал их из черной бумаги и надклеивал на страницы "книги судеб" в качестве каббалистических знаков, под которыми Лермонтов вписал стихотворные послания знакомым. Только полвека спустя новогодние мадригалы и эпиграммы будут включены в собрание сочинений поэта, а еще позднее огромная "книга судеб" займет место среди музейных экспонатов лермонтовского зала Пушкинского дома в Петербурге. В пестром и шумном вихре маскарада царили женщины. Скрывая лица под масками, они чувствовали себя хозяйками положения. Дамы интриговали кавалеров, шептали им любовные признания, назначали свидания, упрекали в ветрености. Мужчины, в большинстве своем без масок и маскарадных костюмов, одетые во фраки или мундиры, держались скромно. Завидев в толпе знакомого, та или иная дама, искусно изменив голос, манеры и даже походку, подходила к нему и заводила разговор, намекая на то, что ей известны его секреты и симпатии. По традиции, дамы и кавалеры обращались друг к другу на "ты". Скрываясь под маской, можно было достичь многого: заинтриговать, даровать надежду, очаровать, нежными намеками добиться признания. Строгие и недоступные в свете, подобно целомудренной Диане, древнеримской богине Луны, красавицы в масках уподоблялись другой богине - ветреной Венере: они кокетничали, не опасаясь быть узнанными. В маскараде причудливо перемешались все слои петербургского общества. Тут появлялись гордые титулованные красавицы из высшего света - и легкомысленные жрицы мимолетных наслаждений. Бывали здесь и императрица, и ее дочери - великие княгини Мария и Ольга. Утомленные строгим придворным этикетом, они приезжали в маскарад инкогнито в поисках острых ощущений и, скрывая лица под масками, бродили в пестрой толпе, вызывая тревогу у наблюдавшего за ними издали, но не решавшегося подойти петербургского обер-полицмейстера. Бывал в маскараде и сам Николай I - его сопровождал шеф жандармов, следивший за тем, чтобы государю не подавали прошений. Однажды императора долго интриговала Александра Смирнова-Россет: она искусно выдавала себя за провинциальную простушку, пытаясь изъясняться на причудливом "смешении французского с нижегородским", вернее сказать, с саратовским, поскольку представилась она как приезжая из Саратова. Поглядывая на хорошенькую провинциалку, Николай I рассказывал ей о бывших в маскараде аристократах, что заставило ее в конце беседы воскликнуть: "Ах, Боже мой, что скажут в Саратове! Я затесалась в такое общество: все графы и итальянский посланник!" Россет уехала из маскарада неузнанной и только на другой день, встретившись с императором, призналась, кто скрывался под маской наивной провинциалки. О маскарадных похождениях нередко писали писатели того времени: Александр Бестужев-Марлинский, граф Владимир Соллогуб, Осип Сенковский, публиковавший свои произведения под очень популярным в то время псевдонимом "граф Брамбеус". Под впечатлением прочитанных повестей многие в поисках приключений стремились попасть в маскарад. Здесь молодой человек мог провести вечер в обществе очаровательной незнакомки и расстаться с ней у подъезда, где ее ожидала роскошная карета, а его - путь на окраину Петербурга пешком. Удаляются и стихают звуки бравурной музыки. Исчезает в дымке лет пестрый вихрь маскарада. И только бессмертные лермонтовские строки вызывают шумный праздник из небытия: Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста...


Кот: Спасибо, уважаемая Барышня-крестьянка, за фантазию! Только как-то очень уж неожиданно московский маскарад перешел в петербургский.

Марта: Это Ваша фантазия, уважаемая Барышня-крестьянка? Спасибо! Осип Сенковский, публиковавший свои произведения под очень популярным в то время псевдонимом "граф Брамбеус". Разве не "барон Брамбеус"? Извините, некогда проверить. Могу ошибиться. Всё же граф или барон?

Кот: Барон, барон!

Марта: Спасибо, уважаемый Кот А-то я ведь сомневалась: не успела проверить

Эхо : Марта пишет: Это Ваша фантазия, уважаемая Барышня-крестьянка? атвичаим за милаю БАРЫШНЮ: http://www.cofe.ru/apple/article.asp?heading=12&article=4623

Таша: О, наше доброе Эхо уже включилось в разговор! Следовательно Урал к нам приближается! Ура! А А. М. Городницкий почему-то считает, что по Уралу Европа и Азия расползаются в разные стороны. Так верить ли ученому?

Марта: Я прошла по ссылке, указанной любезным Эхо. А, может, наша Барышня-крестьянка и есть автор статьи. Мы же не знаем, кто скрывается за фиамилией автора, которая стоит в конце статьи. И кто скрывается под Барышней-крестьянкой. Правильнее сказать: я не знаю. Но раз она молчит... Оказывается, есть на свете женская газета. Теперь в раздумье: читать её или не читать? В любом случае - спасибо Вам, уважаимае Эхо!

Зизи: В самом деле, милая Марта, а вдруг этот Алексей Корнеев - и есть наша Барышня-крестьянка! Было бы просто здорово! Двойная маска! Или не двойная? А просто маска уважаемого Алексея Корнеева! В общем, все так загадочно и по-новогоднему!

Марта: Всё по-новогоднему!!!

Кот: Уважаемая Таша, Городницкому, конечно, виднее - он доктор наук и действующий ученый. Но, насколько я припоминаю, Урал вместе с Европой отодвигается от Азии по Западно-Сибирской низменности, собиравшейся стать, но не ставшей океаном. Но спорить с Городницким я, естественно, не стану.

Таша: Спасибо, уважаемый Кот, за вовремя внесенное уточнение. Как тут не посетовать на самое себя: плохо, когда неграмотные люди передают свои впечатления от того, что когда-то слышали от специалистов! Вы совершенно правы: Городницкий говорил о том океане, который через 10 миллионов лет образуется на месте современного Байкала и отделит от нас не Азию, а только Дальний Восток!!! Обещаю, что в новом году постараюсь не пересказывать чужие мысли, а цитировать!

Марта: Спасибо, уважаемый Кот, что ответили нам, неукам

Зизи: Кот пишет: Урал вместе с Европой отодвигается от Азии Как интересно! Значит, территория Европы уменьшается? Пожалуйста, ответьте мне, уважаемый Кот. Мне очень интересно, я этого не знала. Только, может быть, на ветке "Волна и камень"?

Кот: Перехожу на ветку "Волна и камень", но не ждите от меня точного ответа, уважаемая Зизи.

Марта: диссертация Сергея Мальцова 1836 г. на латыни, по-моему, на степень магистра Как только увидела эту фамилию, сразу же завожу разговор о нем. Мне встретилось несколько имена пушкинского времени, о которых написано очень мало или написано неверно. Таких имен, конечно, не несколько, а много, но я пишу только о "своих". О Сергее Мальцове написано очень мало. Это ведь он защищался в Дерптском университете? И он - родственник того самого Мальцева (эта фамилия писалась двояко), который был, кажется, секретарем у Грибоедова, а также был единственным, кто выжил при разгроме русской дипломатической миссии в Тегеране. Я просила свою знакомую из Тарту проверить данные о Мальцове в старинных университетских книгах, где регистрировались все защищавшиеся в ун-те. Но он промчался через Дерпт так быстро, что не осталось следа даже в книгах. Есть только его маленький автограф в книге автографов, над которой столько лет трудилась моя знакомая. Он ли это?

барышня-крестьянка: Зизи пишет: этот Алексей Корнеев - и есть наша Барышня-крестьянка Смешно. Это можно поместить на ветку "Лиза хохотала". Но можно и не помещать. А вдруг я действительно окажусь мужчиной, а не какой и не барышней! Гадайте сами, а секрета я не раскрою!

петушок: барышня-крестьянка пишет: А вдруг я действительно окажусь мужчиной Это будет ужасно!



полная версия страницы