Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 336, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Natalie: Много занимался Мицкевичем покойный Семен Семенович Ланда, который в 1960-х гг. заведовал экспозиционным отделом нашего музея и был автором обновленной мемориальной экспозиции Музея-квартиры Пушкина, а также замечательной литературной экспозиций "Пушкин. Жизнь и творчество", которая с 1967 по 1987 год размещалась в Церковном флигиле Екатерининского дворца. Есть ли публикации С. С. Ланды о Мицкевиче и пушкинско-польских связях, я не знаю, но помню его яркие выступления на эту тему, рассказы о поездках в Польшу, где он знакомился с польской литературой и т. д.

Cаша: С.С.Ланда опубликовал свою работу "Пушкин и Мицкевич в воспоминаниях А. А. Скальковского" в известном коллективном сборнике Всесоюзного музея "Пушкин и его время". Л.,1962, Выпуск 1. Много лет спустя она была перепечатана в посмертном сборнике Ланды "Я вижу некий свет...". СПб., 1999. Любопытно, что эта статья еще ранее стала известна в Польше, где была опубликована на польском языке:Semion Landa. Nowe wspomnenia o Puszkinie i Mickiewiczu. "Slavia Orientalis",Warszawa, 1959, ročn. VIII, №2-3. Кроме того, С.С.Ланда подготовил академическое издание Мицкевича в "Литературных памятниках", Л., Наука, 1976.

Таша: Спасибо, дорогой Саша. Вы, как всегда, на высоте!


Марта: И я тоже благодарю уважаемого Сашу.

Зизи: К вопросу о росте Гоголя, который задала уважаемая Марта на одной из веток, могу добавить отрывок из воспоминаний М.Н. Лонгвинова: "Первое впечатление, произведенное им на нас, мальчиков от девяти до тринадцати лет, было довольно выгодно, потому что в добродушной физиономии нового нашего учителя, не лишенной, впрочем, какой-то насмешливости, не нашли мы и тени педантизма, угрюмости и взыскательности, которые считаются часто принадлежностию звания наставника. Не могу скрыть, что, с другой стороны, одно чувство приличия, может быть, удержало нас от порыва свойственной нашему возрасту смешливости, которую должна была возбудить в нас наружность Гоголя. Небольшой рост, худой и искривленный нос, кривые ноги, хохолок волосов на голове, не отличавшейся вообще изяществом прически, отрывистая речь, беспрестанно прерываемая легким носовым звуком, подергивающим лицо, - все это прежде всего бросалось в глаза. Прибавьте к этому костюм, составленный из резких противоположностей щегольства и неряшества, - вот каков был Гоголь в молодости". Но, может быть Марта именно эти воспоминания и имела в виду, говоря, что Гоголь был маленького роста?

Марта: Нет, дорогая Зизи, не эти. Теперь и не найду... Спасибо Вам!

Cаша: Жалко, что Гоголя нет на картине "Парад на Царицыном лугу". При зарисовке с натуры мы могли бы узнать его рост.

Cаша: Оригинальное изображение работы А.Лагрене. Работа П.Ф.Соколова

Марта: Спасибо, дорогой Саша! Я знала только верхний портрет. Это разве не одно и то же, только соколовский портрет в цвете? "Веневитинову - розу" /Мандельштам/ и уважаемому Саше - тоже

Таша: Самую большую розу А. Б. Сидорову, но, кажется, известия о его гибели, как писал Марк Твен, сильно преувеличены. В ближайшие дни уточню, но, говорят, что погиб другой сотрудник того же музея, а мне передали, что А. Б. Если это так, то А. Б. Сидорову предстоит долгая жизнь (по народному поверью о ком ошибочно говорят, что умер, проживет долго-долго)

Марта: Конечно, Сидорову! Уф, хорошо, что эти слухи преувеличены. И Вам, дорогая Таша, тоже -

Таша: Да, дорогой Саша! Приведенный Вами двойной портрет Веневитинова только увеличивает шансы портрета Соколова, как копийного.

Cаша: Такая же композиция и у портрета Жуковского. Жуковский на портрете К.П.Брюллова. Работа П.Ф.Соколова

Cаша: Этот портрет работы Брюллова помог получить свободу Тарасу Шевченко. Своевременно! Кажется, на безымянном пальце Жуковского перстень-талисман Пушкина.

Кот: Достал в библиотеке каталог выставки П.Ф.Соколова. Очень интересно! Статью А.Б.Сидорова еще внимательно не прочитал, но зато обнаружил еще двух очкариков: Это Иван Матвеевич Муравьев-Апостол (1768-1851), отец декабристов, портрет 1824 г. а это предположительно Александр Максимович Княжевич (1792-1872), портрет 1830-х годов.

Зизи: Какие интересные портреты! Спасибо, уважаемый Кот! Мне всегда казалось, что это в 20 веке стали появляться очкарики в таком количестве из-за увлечения ТВ, потом компьютерами и пр. А, оказывается, и в 19 в. было не так уж мало людей, которые носили очки.

Cаша: Спасибо, уважаемый Кот! И каково же было женщине с плохим зрением.. Оставалась лорнетка.

Марта: Гоголь носил очки с юности. В книге В.Вересаева "Гоголь в жизни" дан портрет Гоголя "Гоголь-студент" (с неизвестного оригинала): "Вероятно, исполнен с натуры в 1827 г. лицейским товарищем Гоголя". Уважаемый Кот обратит внимание на "вероятно". Так что лучше будет сказать: "Вероятно, Гоголь носил очки с юности". Там же я нашла вот что (к разговору о том, что "в Украине" Гоголь зарубежный писатель): "Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой: явный знак, что они должны пополнить одна другую". (из письма А.О.Смирновой). Уважаемый Кот, большое спасибо за портреты Соколова.

Таша: Какое хорошее письмо Вы отыскали, дорогая Марта! Это наверное, во время переезда при разборе вещей обнаружилось?

Марта: Да, дорогая Ташенька, именно так и было. Столько всего нашла! Россыпи! Теперь надо заняться классификацией, иначе опять всё "разбредётся" по углам.



полная версия страницы