Форум » 1830-е годы » иконография (продолжение) » Ответить

иконография (продолжение)

Cаша: Необходимость данного раздела, как мне думается, назрела. Заглянув сюда, участник и читатель форума сможет раскрыть свою искусствоведческую жилку, проявит тонкий взгляд наблюдателя. Надеюсь вновь организуемая веточка будет активно заполняться иллюстративным материалом.

Ответов - 444, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 All

Кот: Уважаемый Саша! П.П. (а не А.П.) Соколов рассказывает о работе Тропинина со слов самого Тропинина. Но это для нас не важно, в конце концов. Не об этом портрете идет речь. То, что он мог не знать о портрете Пушкина, рисованном отцом, мне все-таки очень сомнительно, хотя и возможно, конечно. Ведь его же братец А.П.Соколов об этом портрете знал. И непонятно мне, повторяю, зачем бы этот А.П. стал бы отрицать оригинальность отцовского портрета, если бы он был и вправду оригинален. Из каких соображений? И снова повторю свой вопрос: когда и где, по-Вашему мнению, Соколов мог рисовать Пушкина с натуры?

Cаша: Уважаемый Кот! Портрет Пушкина был написан в Петербурге. Нам мало что известно о третьем экземпляре портрета, но первые два сохранившиеся ведут в северную столицу. Портрет не мог быть компиляцией, повторением. Как повторяет Соколов работы своих предшественников? Вспомните, например, портрет Веневитинова-повторение работы Лагрене. Веневитинов уже ушел из жизни. Как поступает Соколов? Мы видим точное следование натуре,позе, костюму(!), отсутствие внешних атрибутов,аксессуаров, книжных полок.

Cаша: В свое время Л.П.Февчук, занимаясь иконографией Пушкина,опубликовала во "Временнике" свою работу о портретах поэта: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v20/v20-121-.htm


Cаша: Время создания портрета 1836 г., на основании исследования 1960-х гг. Т.Буевской(по художнической манере письма, подписи..) Определяя место и время создания портрета, исследователи расходятся во мнении. Одни связывают с портретом две записки к Пушкину Жуковского (Павлова. Пушкин в портретах), другие предполагают,что портрет написан во время совместного пребывания Соколова и Пушкина в одном кругу (у Нащокина в Москве, в мае 1836 г.), а не в петербургской студии художника.

Кот: Уважаемый Саша! Позволю себе усомниться в возможности по художнической манере датировать портрет с точностью до года. Прежде всего надо понять, где и когда Пушкин и Соколов были одновременно. Ясно, что в Москве это могло быть только в мае 1836 г., но ни малейших намеков на то, что кто-то рисует его портрет, в письмах Пушкина к Наталье Николаевне нет. Упоминается о том, что хотели лепить его бюст, если не ошибаюсь. А вот приезжал ли Соколов в Петербург в 1836 году - это существенный вопрос, на который я пока ответа не знаю. Любопытно, что одни указывают, что портрет рисовался для Климентия Россета, другие - что портрет рисовался для Пушкина, а он подарил его Аркадию (не Клементию!) Россету. При этом указание на то, что портрет был отдан самому Пушкину, относится уже к 1884 году. Левицкий констатирует (в 1870 году!) только похожесть портрета, но ничего не говорит о том, писался ли он с натуры. Все это в совокупности с тем, что я говорил о высказывании одного сына Соколова и о молчании другого его сына, никак не убеждает меня, что портрет рисовался с натуры. Я был бы очень рад, если бы он действительно рисовался с натуры, но для этого прежде всего надо показать, где и когда это могло быть сделано. Без этого все остальные аргументы, по моему мнению, повисают в воздухе.

Natalie: Кот пишет: Без этого все остальные аргументы, по моему мнению, повисают в воздухе. У меня под рукой нет каталога выставки П. Ф. Соколова, которая проходила в 2003 году в ГМП, но я хорошо помню, что куратор выставки и автор вступительной статьи убедительно утверждал, что портрет не мог быть написан при жизни Пушкина. Каталог называется "Современники А.С.Пушкина в рисунках и акварелях П.Ф. Соколова"

Cаша: Natalie пишет: меня под рукой нет каталога выставки П. Ф. Соколова, которая проходила в 2003 году в ГМП, но я хорошо помню, что куратор выставки и автор вступительной статьи убедительно утверждал, что портрет не мог быть написан при жизни Пушкина. Очень интересно, а кто был куратором и автором выставки? И.Б.Чижова в "Блистательном Петербурге", первой специально посвященной Соколову книге, указывает, что второй вариант портрета работы Соколова на временное экспонирование передан в ГМП.

Natalie: Можно ответить на этот вопрос в понедельник, когда возьму альбом в руки? Сейчас не могу вспомнить фамилию этого человека. Помню, что он был сотрудником ГМП. Несколько лет назад он погиб при загадочных обстоятельствах.

Cаша: Спасибо,уважаемая Natalie! Сейчас попробовал навести справки. Выставка была организована московскими музеями ГМП,ГМИИ, ГИМ, ГТГ, без участия ВМП и проходила весной 2003 г. на Пречистенке. Каталог выставки содержит 200 портретов и носит название "Современники А.С.Пушкина в рисунках и акварелях П.Ф. Соколова". Он заявлен как первый каталог произведений мастера. Странно, что первый. Книга Чижовой, не касаясь ее содержания, ценна своим приложением, которое содержит каталог всех портретов работы Соколова. Вышла она в 1999 г. Но дождемся понедельника, с нетерпением будем ждать. Еще раз спасибо, Natalie!

Кот: Присоединяюсь к ожиданиям уважаемого Саши!

Марта: Присоединяюсь к вам, уважаемые Саша и Кот, и я.

Эхо : раз ужо усе присаидиняютс-си [ну и словцо! ни выгаваришь, ни выпишишь!], дык и я в хвост очиридя встаю. хто следущ-щий? будим вмести ажидать, времичко каратать

Кот: Понедельника-то мы дождались. А как дела с альбомом? Правда, понедельник ещё не кончился.

Таша: Позор на мою голову! Natalie просила меня заняться этим альбомом, но... Понедельник - день известно какой, известно и какова женская память (или ум ). Поэтому я должна огорчить вас и Natalie до альбома доберусь только завтра.

Cаша: Истомились, друзья?! Еще немножечко потерпим и тем желание умножим мы свое!

Зизи: Не помню, показывали ли уже такого Пушкина, но мне он понравился. А автора не знаю, нашла в интрнете.

Марта: Хорошо! Спасибо, Зизи! Но я тоже не помню, был ли он уже у нас на форуме? Можно и ещё раз посмотреть на портрет.

Таша: Знаю, что мы утомили всех ожиданием, но сегодня на Мойке не было продыха от большущей и важной музейной работы, поэтому об альбоме мы помнили, но было не до него. Если еще подождете, тогда обязательно...

Таша: Хотя "обещанного сто лет ждут", но томить вас больше не будем. [Итак, А. Б. Сидоров в статье «Портреты А. С. Пушкина работы П. Ф. Соколова. Проблема датировки» //Петр Федорович Соколов. Русский камерный портрет. Из коллекций Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний. М., 2003.С. 167-172 попытался восстановить хронологию создания портрета на основании опубликованных источников и показал, что портрет был выполнен в конце 1840-х годов литографским способом для издания «Портретная и графическая галерея словесности, наук, художеств и искусств в России» (СПб., 1841), а затем в 1841 г. друзья Пушкина, в частности, Климентий Россет и Екатерина Мщерская заказали художнику акварельные копии с того портрета. Одна из копий (Россета) и хранится ныне в музее на Мойке, 12. Автор обращает внимание на отсутствие документальных данных о знакомстве Соколова с Пушкиным. Большинство исследователей, относящий портрет к числу прижизненных, основывали свое предположение о возможности их знакомства на том факте, что Соколов жил в доме Нащокина (вспоминается рисунок художника, на котором он изобразило себя в кабинете в доме Нащокина за работой), где обычно останавливался и Пушкин, в частности в мае 1836 г. дочь художника Ю. П. Соколова видела выходящего из этого дома Пушкина. Но никаких других сведений об их знакомстве в опубликованных источниках не существует. А. Б. Сидоров указывает на существование трех экземпляров этого портрета, плюс трех «эстампов XIX века по этой композиции». Самый первый портрет был предложен публике в январе 1841 г. Это была литография в упомянутом выше издании «Портретная и графическая галерея…». После ее появления С. Л. Пушкин высказал свое недовольство и биографией сына, опубликованной в том издании (кстати, все думают, что автор биографии Сенковский, а я думаю иначе, но это сейчас не важно – Таша), и самим портретом, в котором обнаружил «много отступления от верности и сходства» (Отечественные записки. 1841. № 4). Кстати, именно в той заметке Сергей Львович написал известные ныне слова о том, что лучший портрет его сына «написан Кипренским и литографирован Уткиным». По мнению автора статьи, Соколов создал портрет специально для этого издания, то есть, в память о Пушкине, «скомпоновав фигуру другой модели с головой Пушкина», использовав «эстамп с живописного оригинала работы Кипренского 1827 года. Об этом свидетельствует «почти дословное совпадение деталей прически и воротника рубашки Пушкина у Кипренского и Соколова. На мой взгляд, самое замечательное это то, что автор статьи обратил внимание на «технологию работы Соколова» над портретами, помещенным в том же издании: портреты Крылова и Жуковского, на его взгляд, «являются своеобразными графическими цитатами живописных композиций К. П. Брюллова». «Становится ясным, – читаем дальше статью А. Б. Сидорова, – что Соколов, в данном случае, не осложнял работу над портретами натурным рисованием, а пользовался «по-родственному» (Брюллов был свояком Соколова, женатого на его сестре Ульяне Брюлло – Таша) готовыми композициями. Известно несколько вариантов портрета Жуковского работы Соколова по композиции Брюллова». Как видим, есть над чем подумать на досуге, посматривая на наш портрет…

Кот: Действительно, есть, над чем подумать, и надо будет внимательно прочитать непосредственно статью А.Б.Сидорова. Правильно ли я понял, уважаемая Таша, что именно об А.Б.Сидорове Вы писали, что он погиб. Не напишите ли, когда и как это произошло?



полная версия страницы