Форум » 1830-е годы » иконография (продолжение) » Ответить

иконография (продолжение)

Cаша: Необходимость данного раздела, как мне думается, назрела. Заглянув сюда, участник и читатель форума сможет раскрыть свою искусствоведческую жилку, проявит тонкий взгляд наблюдателя. Надеюсь вновь организуемая веточка будет активно заполняться иллюстративным материалом.

Ответов - 444, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 All

Cаша: Cпасибо, уважаемая Таша! Статья А. Б. Сидорова заинтриговала,особенно в части, где гооврится об опыте работ над портретами Крылова и Жуковского. Это интересно, чрезвычайно. Не мог ли он также поступить при написании портрета Веневитинова. Сейчас припоминаю. Похоже что да. Такая же композиция!

Марта: Уважаемый Саша, не могли ли бы Вы поместить здесь портрет Веневитинова? Вернее, на ветке "Современники"?

Cаша: Конечно, уважаемая Марта. Можно сравнить обе работы: А. Лагрене и Соколова.


Cаша: Интересно,где же находится третий экземпляр портрета Пушкина? Известно,что за границей.

Кот: Уважаемые Таша и Саша! Я прочитал достаточно внимательно статью А.Б.Сидорова, и она произвела на меня какое-то двойственное впечатление. Она, вне всякого сомнения, очень интересна и насыщена фактами. Но среди этих фактов все-таки нет ни одного, прямо опровергающего возможность того, что Соколов рисовал пушкинский портрет с натуры. Все приводимые им сведения свидетельствуют в пользу того, что в основе соколовского портрета лежит портрет Кипренского или сделанная с него гравюра Уткина, но свидетельствуют косвенно. Интересно замечание по поводу того, что, судя по отклику Сергея Львовича, тот скорее всего до 1841 г. о соколовском портрете не знал. Но даже если это и так, то это ничего не доказывает. Если портрет рисовался по заказу Россета или Мещерского, то Сергей Львович мог его и не видеть. В этом нет ничего удивительного. Вся совокупность аргументов А.Б.Сидорова в пользу того, что в основе соколовского портрета лежит портрет Кипренского, представляется мне справедливой и отвечает моим впечатлениям от портрета. Но, объективности ради, я признаю, что прямых фактических доказательств он не приводит. Мне странно, что он не упоминает о приводимом Грабарем свидетельстве А.П. Соколова, который прямо говорил, что отец скомпоновал портрет Пушкина, используя портрет Кипренского. Это уже значительно ближе к прямому свидетельству. Конечно, статья А.Б.Сидорова еще и объясняет, зачем Соколов вдруг стал рисовать Пушкина через несколько лет после смерти поэта. Желание издать альбом портретов замечательных людей это вполне объясняет. Во всяком случае эта статья, пожалуй, еще больше укрепила меня во мнении, что портрет рисовался Соколовым не с натуры, хотя прямых доказательств этого пока и нет.

Таша: Уважаемый Кот! Как Вы сами заметили о статье А. Б. С.: Все приводимые им сведения свидетельствуют в пользу того, что в основе соколовского портрета лежит портрет Кипренского или сделанная с него гравюра Уткина Если это так, то, как Вы справедливо считаете, с натуры портрет вряд ли мог быть написан. Можно было бы предположить, что он был написан при жизни Пушкина. Например, кто-то из названных друзей мог заказать его для себя. Но мне показалось, что приведенные в статье А. Б. С. факты, в особенности, касающиеся способа изображения Соколовым других героев той же "Портретной галереи", выглядят весьма убедительным, хотя и косвенным свидетельством того, что и портрет Пушкина мог быть сделан художником тем же способом, то есть с чужого образца и специально для этого издания.

Кот: Уважаемая Таша! Я придерживаюсь именно этого же мнения.

Эхо : мнения та придерживаютс-си, а партретик народу в кабинете пушкина паказывают и рассказывают, шта он паследний при жизни паэта написан? хи-хи-хи...

Cаша: Кот пишет: Интересно замечание по поводу того, что, судя по отклику Сергея Львовича, тот скорее всего до 1841 г. о соколовском портрете не знал. Но даже если это и так, то это ничего не доказывает. Если портрет рисовался по заказу Россета или Мещерского, то Сергей Львович мог его и не видеть. В этом нет ничего удивительного. Совершенно справедливо,уважаемый Кот, возможно еще и потому, что С.Л. постоянно не жил в Петербурге, а портрет написан, по моему глубокому убеждению, именно в Северной столице и там же находились два известных нам его варианта.

Cаша: Если получить сведения о третьем экземпляре портрета, а на нем могла бы стоять и дата, многое можно объяснить.

Кот: Уважаемый Саша, если Вы еще не видели статью А.Б.Сидорова, то вот что там говорится о третьем экземпляре: Известен и третий экземпляр акварельного портрета Пушкина. Он был выставлен для продажи в Лондоне в октябре 1989 года и, вероятно, в настоящее время находится у потомков Пушкина в Англии (с. 169). Дается ссылка на каталог: "Imperial and Post-Revolutionary Russian Art. QUARTZ-4127. 5 October 1989, лот 221". На чем основывается его предположение о том, что портрет находится у потомков Пушкина, А.Б.Сидоров не указывает. И еще: Третий известный ныне портрет Пушкина не был обследован по причине его недоступности, но в каталоге аукциона, на котором он был продан, воспроизведена надпись на его обороте: "Князь Мещерский". (с. 171) В статье воспроизведена черно-белая репродукция этого третьего портрета. Никаких надписей на лицевой стороне портрета не видно. Любопытно, что из семьи Мещерских происходят два из трех известных акварельных портретов. Еще, между прочим, А.Б.Сидоров пишет: Смеем утверждать, что именно данный портрет без авторской подписи <из ВМП. - Кот> и явился оригиналом для литографии к изданию "Галереи". (с.170) Мне же лично по некоторым деталям кажется, что оригиналом для издания послужил как раз портрет с подписью Соколова.

Cаша: Огромное спасибо, уважаемый Кот ! Вполне вероятно, третий экземпляр находился в усадьбе Лутон Ху. Покойный прапраправнук поэта Николас Филипс мог приобрести его для домашнего музея незадолго до смерти.

Natalie: Это можно узнать у С. М. Некрасова.

Кот: Простите, уважаемая Natalie, мое невежество! А кто такой С.М.Некрасов?

Natalie: С. М. Некрасов - директор Всероссийского музея А. С. Пушкина, филиалом которого является музей-квартира на Мойке, 12. Наш Сергей Михайлович - в большой дружбе с зарубежными потомками Пушкина, в особенности, с английскими и французскими.

Кот: Спасибо, уважаемая Natalie! Конечно, позор на мою голову, но не знал.

Таша: Не расстраивайтесь, уважаемый Кот. Я бы тоже о нем не знала, и Natalie бы не знала, если бы мы под его крылом не работали.

Эхо : дык, вважаимые спицы, замарочили вы наши голавы каличиствам известна-неизвестных партретаф, а так на вапросик и ни атветили: экскурсаводы так и будут расказывать, шта енто паследний партрет, при жизни паэта нарисованый?

Cаша: Зарубежным контактам посвящена книга С.М.Некрасова "Пушкинские перекрестки Европы" СПб., 2002.

Таша: Уважаемое Эхо! Чтобы изменить мнение о датировке портрета, следует эту датировку иметь. Если мы всякий раз, когда возникает та или иная гипотеза, будем шарахаться из стороны в сторону, то посетители музея не будут поспевать за нашими действиями по внесению и вынесению экспонатов. И это вряд ли придется Вам по душе. На сегодняшний день портрет числится как созданный в 1836 году, но под вопросом. Дальнейшая судьба его атрибутирования зависит от качества исследований на эту тему.



полная версия страницы