Форум » 1830-е годы » Пушкинский Петербург » Ответить

Пушкинский Петербург

Cаша: В последнее время прихожу к мысли, и Вы, друзья, вероятно, тоже задумываетесь,что множество очень ценных сведений, мыслей, идей, которыми мы делимся, пропадает в темах второстепенных или в несоответствующих заявленной тематике разделах. "Пестрота", в которой пока невозможно найти желаемое, из-за несовершенства механизма поиска(выдача по запросу действует только на одну страницу), заставляет отслеживать содержание темы и, по возможности, строго придерживаться этого. Поэтому тема пушкинского Петербурга, рассказ об адресах, непосредственно не связанных с проживанием Пушкина и с 1830-ми годами, нам необходима.

Ответов - 317, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Марта: Всё же спасли...

Зизи: Если б Вы видели, во что превращен этот уголок Петербурга!

Таша: Таким я помню его студентом истфака (мы учились в одно время, он - курсом старше), вечным пламенным борцом за справедливость


Марта: Чем он занимается сейчас?

Таша: Об этом, как мне кажется, знает только он сам. Нам известно, что он неизменный депутат нашего местного Совета или чего-то там еще... Борется за культуру. В последний раз мы с ним пересклись на знаменитом ибльском телемарафоне в защиту города от строительства небоскреба Охта-центр. Когда я его увидела, вспомнилось письмо Пушкина Наталье Николаевне: Все кругом мне говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился да и подурнел. Хотя могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был.

Cаша: Больше 20 лет прошло,а было как вчера. И какие доводы тогда только не приводились в оправдание сноса дома 1 - дом Тычинкина! Помню, был даже такой: дескать не жил там Дельвиг, а жил в доме 9 ! (В доме 9 по Загородному, кстати, Дельвиг, тоже жил, но в другое время. Дом не сохранился). А сейчас пробежит прохожий в толпе, и даже не взглянет на мемориальную доску на доме 1. Время торопит жить и заботы другие.

Таша: Cаша пишет: пробежит прохожий в толпе, и даже не взглянет на мемориальную доску Мне кажется, что доска нужна не для прохожих, а для властей: чтобы понимали, на что руку заносят. А прохожему важны не доски, а дома: все же "пробежит" он "в толпе" в городе Дельвига и Пушкина, а не среди позолоченных алюминиево-стеклянных бараков.

Марта: Пробежит ... да и посмотрит! Некоторые внимание всё же обращают.

Cаша: Висят себе доски,появляются новые, к месту и нет... Обращают на них внимание чаще граждане простые, да наблюдательные. Однако встречаются случаи, особенно сейчас, при которых значимость события или лица, отмеченная досками, несущественна. Только месяца два назад в "Санкт-Петербургских ведомостях" читал статью, в которой автор сокрушался по поводу обилия "незначимых" мемориальных досок в городе. Например, здесь жил и работал Иван Иванов. "А кто этот Иванов - прохожий и не ведает",-подчеркивает автор. Но другое дело-пушкинские мемориальные доски: Но пусть мой внук... С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Зизи: Хочу показать Вам Строгановский дворец на Невском пр. [URL=http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i108/0812/46/bc0f789e958e.jpg.html][IMG]http://s45.radikal.ru/i108/0812/46/bc0f789e958et.jpg[/IMG Две последние фотографии - то, что теперь увидеть довольно трудно, т.к. эти скульптуры оказались в ресторане "Строгановский дворик". Чугунный столбик у проездной арки дворца

Марта: Спасибо, миля Зизи! Две последние фотографии: богиня с рогом изобилия (если я только правильно разглядела) - это Деметра или Церера? А кто на второй?

Зизи: Дорогая Марта, вот что мне удалось найти о внутреннем дворе Строгановского дворца. Достоверные сведения о точном времени и обстоятельствах создания внутридворового садика в архивных источниках отсутствуют. Специалисты датируют появление сада временем не ранее 1908 года. На плане двора он впервые отражен в 1925 году, когда после экспроприации дворца в нем открылся "Строгановский дом - музей", с 1925 года ставший филиалом Государственного Эрмитажа. На это время сад был засажен каштанами и в 1927 году с трех сторон обнесен металлической оградой простого геометрического рисунка, возобновленной в 1950-е годы. На территории двора и сада находится ряд скульптурных произведений, исполненных в чугуне, граните, мраморе, известняке. Чугунные фигурные столбики с львиными масками, ныне находящиеся у проездной арки дворца, в XVIII в. служили элементами ограждения дворца со стороны Невского проспекта. Для нас сегодня они представляют большую ценность как памятники художественного литья середины XVIII в. Гранитные сфинксы, оформляющие вход в пристройку архитектора Шарлеманя, были перевезены во двор петербургского дома с дачи Строганова на Черной речке, построенной в конце XVIII в. архитектором А. Воронихиным. Оттуда же, с Черной речки, в 1908 году последний владелец дворца С. А. Строганов перевез статуи Флоры и Нептуна. Статуей Флоры Фарнезской в паре с Гераклом был украшен ряд выдающихся архитектурных памятников рубежа XVIII-XIX в.в.: Камеронова галерея, Михайловский (Инженерный) замок, Академия Художеств. Эта пара украшала и лестницу на даче Строганова. Таким образом, во дворике нашла приют одна из самых модных декоративных статуй эпохи классицизма. Пару ей, однако, ныне составляет не Геракл, а Нептун, некогда украшавший фонтан на упомянутой даче. Две мраморные вазы в форме кратеров также прибыли во дворик с Черной речки, удачно дополнив небольшое собрание характерной декоративной садово-парковой пластики. Таким образом, скверик дворца, возникший уже в XX веке, хранит, благодаря скульптурному убранству, память о том времени, когда состоятельные Строгановы владели одной из самых обширных и поэтичных дач в Санкт-Петербурге.

Марта: Спасибо, милая Зизи! Мы как-нибудь побродим с Вами по разным дворикам и улицам Петербурга? Как много Вы знаете!

Зизи: Марта пишет: Как много Вы знаете! Ой, Вы переоцениваете мои знания! Я не все держу в голове! Сама вместе с вами со всеми повышаю уровень своего развития!

Марта: Соласна, дорогая Зизи. Мне форум дает очень многое. Это университет. И я сама стараюсь что-то рассказать, но до Вас мне далеко как и до Таши, и до Кота, и до Саши, и до Эха, и до Быка и так далее.... Спасибо вам всем!

бык: Марта пишет: Это университет.

Зизи: Еще один пушкинский адрес - Михайловский театр. Я в нем не была после того, как его практически приобрел господин Кехман (так, кажется, пишется его фамилия?). Театр стал очень амбициозным после этого. Был произведен какой-то колоссальный ремонт с покупкой кресел для партера по 1000 евро и приглашением заведовать оперной труппой Елены Образцовой , а балетной - Фаруха Рузиматова. Кроме того, и звезды с мировыми именами приглашаются регулярно. Очень хотелось посмотреть на театр, не скрою. Пугали только цены на билеты. Но вот первая волна ажиотажа прошла, и в четверг я пошла слушать "Травиату". Конечно не было ни звезд, ни кресел в партере (они, кстати, не смотрятся на 1000 евро, но м.б. в этом и "соль"). Видно, что недавно был ремонт - очень чистенько. Но ушел "запах кулис", который остался в неремонтированной Мариинке. И почему мне постановка не понравилась, не могу объяснить. И декорации красивые, и костюмы - прекрасные, и голоса не плохие! И музыка Верди божественна, как всегда! Но накануне в Мариинке я прослушала на одном дыхании одну из самых длинных опер Верди - "Бал-маскарад". И мне было не до кресел и стен. Почему так, не знаю. Вот такие мои новейшие впечатления от одного из пушкинских уголков Петербурга. Извините за длиноты и эмоции. Немного истории. Императорский Михайловский театр открылся в 1833 г. по указу императора Николая I. Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I: Михайловский дворец, расположенный на площади Искусств, служил великому князю резиденцией, а театр стал камерной сценой, принимавшей высокопоставленных гостей из числа императорской семьи и приближённых. Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева. Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 г. в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена и на один ярус увеличен зрительный зал, интерьеры театра дополнились живописными плафонами, богатой лепниной и фигурами кариатид, украшающими и сегодня портал над авансценой. До революции у Михайловского театра не было постоянной труппы. Не было и определенного репертуара. В помещении театра выступала труппа Александринского театра, гастролировали французские и немецкие артисты. В его стенах проходили и оперные спектакли. После реконструкции 1859 г. в здании театра на многие десятилетия обосновалась французская и немецкая драматические труппы. Оперные спектакли были редки и устраивались в основном силами Императорской русской оперы (Мариинского театра). Исключение составили несколько лет в середине 1890-х, когда помещение Мариинского встало на ремонт и оперы на сцене Михайловского шли еженедельно. Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить оркестр под управлением Иоганна Штрауса, труппу Сары Бернар, Матильду Кшесинскую, Федора Шаляпина. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский. С 1918 г. у театра появилась постоянная труппа. В XX в. в театре работали выдающиеся деятели культуры, известные не только в России, но и во всем мире. Среди них стоит выделить дирижёров Грикурова и Темирканова; режиссеров И. Шлепянова, В. Мейерхольда, Б. В. Зона, Н. В. Смолича; балетмейстеров Ф. Лопухова, Дж. Баланчина, Ю. Григоровича, Н. Боярчикова. На протяжении своей истории театр неоднократно переименовывался. Малый театр оперы и балета — Ленинградский, а затем Петербургский. С 1989 г. театр носит имя М. П. Мусоргского, а с 2001 г. к этому названию присоединилось первоначальное — Михайловский театр. [URL=http://radikal.ru/F/s46.radikal.ru/i111/0812/61/ d7138bb26122.jpg.html][/URL] http://www.operamusic.ru/l.php?l=articles/malegot_annivers.html

Таша: Спасибо, милая Зизи. Никогда не задумывалась: а что было на месте Михайловского театра ДО 1833 года?

Марта: Именно за длинноты и эмоции благодарю Вас, милая Зизи!

Зизи: Мне кажется, что до застройки Михайловской площади эту территорию между нынешней Инженерной улицей и Итальянской занимал так называемый Третий Летний Сад. Площадь начала застраиваться почти одновременно по проекту К. Росси. В 1827-28 в центре площади был разбит сквер. И раз уж мы заговорили о всей Михайловской площади, то надо и ее историю вспомнить. А для не петербуржцев напомню, что речь идет о нынешней площади Искусств. Практически каждый дом на площади имеет свою историю: дом Голенищева-Кутузова (№ 3, один из старейших на площади) напоминает о знаменитом музыкальном салоне братьев Виельгорских и о советском художнике Исааке Бродском; в доме Жако (№ 5; принадлежал ученику Росси, архитектору, непосредственно руководившему застройкой площади и Михайловской улицы) также жили (в 1837-44) братья Виельгорские, а в 1911-15 там располагалось знаменитое артистическое кафе "Бродячая собака". С 1844 Виельгорские жили в д. 4, (построен по проекту Росси в 1830-32). В здании Михайловского театра (площадь Искусств, 1), в советское время расположился Малый театр оперы и балета. Здание школы (д.7) построено уже в советское время (1937, арх. Н.А. Троцкий), но стилизовано в духе архитектуры 1820-30-х . http://www.gov.spb.ru/culture/culture_history/arcitecture/arch_ensemble/artsquare



полная версия страницы