Форум » 1830-е годы » Пушкинская Москва » Ответить

Пушкинская Москва

Кот: По предложению уважаемой Зизи пытаюсь создать новую ветку "Пушкинская Москва". Посмотрим, что получится.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Кот: Итак, кажется получилось. Правда, не уверен, что прямо сейчас смогу поместить на нее что-нибудь интересное. Поэтому пусть Пушкин выручает: XXXVI. Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! XXXVII. Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он. XXXVIII. Прощай, свидетель падшей славы, Петровский замок. Ну! не стой, Пошол! Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо бутки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Кот: Начнем, пожалуй, с храмов. С ними, как памятниками пушкинской Москвы, не очень повезло. Нередко можно увидеть фотографию (в том числе и в Интернете) Елоховского собора с подписью, утверждающей, что в нем крестили Пушкина. Его действительно крестили в Елоховской церкви, но она не сохранилась. Нынешнее здание собора было построено на ее месте в 1835-1845 г. (арх. Е. Тюрин). С храмом Вознесения, в котором Пушкин венчался, примерно та же история. Хотя относительно этого существуют разногласия. Дело в том, что известный по фотографиям храм Большого Вознесения на Никитской оказался долгостроем. Начали его строить еще за год до рождения Пушкина, а закончили уже после смерти поэта. Вот он: (Колокольня - современная, построена в 2004 г.) Многие считают (и ,по-моему, так рассказывают московские экскурсоводы), что Пушкин венчался 18 февраля 1831 г. в притворе еще недостроенного храма. Я полагаю, что это было не так. Согласно сохранившемуся "брачному обыску" церемония происходила в "Церкви Вознесения Господня, что на Царицыной улице" (см.: Рукою Пушкина. С.758), стоявшей у Никитских ворот. "Царицыной улицей", упоминающейся в официальном названии церкви, в XVII-XVIII вв. называлась часть Большой Никитской улицы между Никитскими воротами и Садовым кольцом – "по двору царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I <…> В 1685 г. Наталья Кирилловна Нарышкина построила против своего двора каменную церковь Большого Вознесения, простоявшую до 1831 г." (см.: Сытин П.В. Из истории московских улиц. М.,1958. С.400). Правда, Большим Вознесением она стала называться не сразу. Среди москвичей эта церковь была известна и как Вознесение в Сторожах, а когда Царицына улица стала называться Никитской – то Вознесения на Никитской (например, на плане Москвы 1767 г.). Но при этом на Никитской улице оказалось две церкви Вознесения (вторая, более древняя, – ближе к центру Москвы, на участке улицы между Никитскими воротами и Моховой). В 1798 г. началось строительство нового большого здания для церкви у Никитских ворот, и поэтому в самом начале XIX в., в период строительства этого здания, в обиход вошли названия Малое Вознесение (для церкви, что находилась внутри Бульварного кольца; см.: Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М.,1989. С. 93) и Большое Вознесение (для церкви у Никитских ворот; см.: Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. М.,1989. С. 139-140). Дом Гончаровых находился в приходе церкви Большого Вознесения. В ней и проходило венчание. "Венчались в приходе невесты у Большого Вознесения", - рассказывала впоследствии княгиня О.А.Долгорукова П.И.Бартеневу. Среди части современных исследователей существует мнение, что Большим Вознесением назывался только новый храм, и поэтому полагают, что венчание происходило в притворе этого храма, так как средняя его часть еще не была достроена (строительство закончилось только в 1848 г.). Но А.Я.Булгаков писал на следующий день своему брату в Петербург: "их обвенчали <…> у Старого Вознесения" (РА, 1902, кн. 1. С.54), без сомнения имея в виду именно старую церковь, которая еще действовала, а не новое недостроенное здание. А так как княгиня Долгорукова тоже не могла ошибиться (дом Долгоруковых находился рядом с домом Гончаровых и , следовательно, принадлежал к приходу этой же церкви), то становится ясно, что название "Большое Вознесение" москвичи относили ко всему комплексу зданий храма у Никитских ворот, тем более, что ко времени беседы Долгоруковой с Бартеневым старая церковь (Старое Вознесение) уже не существовала. Правда, колокольня старой церкви просуществовала, кажется, до 1931 года, но и ее уже нет. На бывшем ее месте и построена новая колокольня. Вот некоторые источники на эту тему: Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М.: Искусство,1989. 97. Церковь Вознесения на Никитской улице (Малое Вознесение) “В начале XIX в. южный придел был увеличен пристройкой с запада, а к северному приделу примкнула арочная галерея (позднее заложенная). Тогда же, в связи со строительством нового большого здания церкви Вознесения у Никитских ворот, храм стал называться Малым Вознесением”. (с. 93) Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. М.: Искусство,1989. 254. Церковь Вознесения за Никитскими воротами (“Большое Вознесение”) Церковь начали строить в 1798 г., рядом с небольшой древней Вознесенской церковью 1685 г. по завещанию Г.А.Потемкина на территории его бывшего двора. Известно, что в 1805 г. уже приступили к внутренней отделке трапезной, но основное здание до пожара Москвы в 1812 г. не было закончено. <...> В период постройки этого здания, чтобы отличить его от старой церкви и от еще одной церкви Вознесения на Никитской (ул. Герцена, 18) , которая уже не была отделена стеной Белого города, и возникло название “Большое Вознесение”. В 1827 г. Ф.М.Шестаков начал переделывать и достраивать церковь, сильно обгоревшую в 1812 г. <...> В 1830 г. О.И.Бове изменил проект Шестакова <...>. Колокольня так и не была выстроена, поэтому, когда в 1831 г. старая церковь, стоявшая против нынешней улицы Палиашвили, была разобрана, ее шатровую колокольню сохранили, и она просуществовала еще сто лет. <...> Строительство Завершилось в 1848 г., уже после смерти Шестакова”. ( с. 139-140) П.В.Сытин. Из истории московских улиц (очерки). Изд. 3-е. М.% Моск. ра-бочий, 1958. “Часть улицы Герцена между Никитскими вортами и площадью Восстания (бывшая Большая Никитская) имеет в длину 801 м, при средней ширине в 21,8 м. В XVII-XVIII вв. она называлась Царицыной улицей - по двору царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I, находившемуся в Столовом переулке, на месте недавно соединенных Ржевского и Ножевого переулков. Здесь же находилась в XVII в. и небольшая Царицына слобода. В 1685 г. Наталья Кирилловна Нарышкина построила против своего двора каменную церковь Большого Вознесения, простоявшую до 1831 г. Шатровая колокольня ее была снесена лишь в советское время; она находилась на месте нынешнего сквера”. (с.400) “Княгиня А.А.Прозоровская продала в 1825 г. свой дом (№50) на углу Скарятинского переулка Н.А.Гончарову. Дом простирался до современной улицы Качалова. В 1831 г. на дочери Гончарова, Наталье Николаевне, женился А.С.Пушкин. По настоянию причта церкви Вознесения, в приходе которой находился дом невесты, венчание происходило 18 февраля (2 марта нов. ст.) в притворе новой церкви, так как средняя часть церкви еще не была достроена”. (с. 401-402) Ниже - сведения из книги: С.Т.Овчинникова. Пушкин в Москве. М.: Сов. Россия, 1985 (в скобках указаны страницы этой книги): "Обряду венчания предшествует “Брачный обыск”: “1831-го года февраля 18 дня по Указу Его Императорского Величества Никитского Сорока Церкви Вознесения Господня, что на Царицыной улице Протоиерей Иосиф Михайлов с причтом о желающих вступить в брак женихе 10-го класса Александре Сергеевиче Пушкине, и невесте Г-на Николая Афонасьевича Гончарове дочери Его девице Наталии Николаевной Гончаровой обыскивали <…>”". (С.134) "Рукою П., с.758-759" (С.135). "“Венчались в приходе невесты у Большого Вознесения”. <…> Долгорукова. “Рассказы о Пушкине, записанные П.И.Бартеневым”. П. в восп., II, с. 138-139" (С.137) "Позднее в письме к жене от 25 сентября 1832 г. Пушкин шутливо вспоминает день свадьбы: “Вчера рассказали мне анекдот, который тебе сообщаю. В 1831 году, февраля 18, была свадьба на Никитской, в приходе Вознесения. Во время церемонии двое молодых людей разговаривали между собою. <…>”". (С.139) "“Филарет-таки поставил на своем: их обвенчали не у кн. Серг. Мих. <Голицына>, а у Старого Вознесения. Никого не велено было пускать, и полиция была для того у дверей. Почему, кажется, нет?<…>”. А.Я.Булгаков – К.Я.Булгакову 19 февраля 1831 г. РА, 1902, №1, с.54." (С. 136) "“Пушкин был обвечан с Н.Н.Гончаровой февраля 18 дня 1831 года, в Москве, церкви Старого Вознесенья, в среду. <…>”". (С.139) Анненков. Материалы, с.306-307." (С.138)

Зизи: Замечательно, уважаемый Кот! Слова самого Пушкина - это как раз то, что нужно для открытия новой ветки. Спасибо! У меня с пушкинской Москвой ассоциируется, прежде всего, Арбат. Но, конечно, не современный Арбат с квартирой Пушкина, которую я не люблю. Музей на мой взгляд не интересный, пустой. Помню, что когда-то давно автор экспозиции даже пыталась объяснить мне свою идею. Я ее не поняла и не приняла. Извините. А Арбат, которого я никогда не видела и не увижу уже. Потом еще, конечно, Тверской бульвар, на котором, как мне кажется, сохранились еще старые особняки. Затертый между современными домами в Б. Харитоньевсом переулке удивительный дом в псевдорусском стиле - дом князей Юсуповых. Именно этого дома Пушкин не видел: он был перестроен в 1860-х г.г. Но здесь у Н.Б. Юсупова Пушкины снимали квартиру. "Москва и Пушкин" - для меня более лучезарное сочетание, чем Петербург. Одна моя сотрудница говорит, что Москва Пушкина родила, а Петербург убил. Может быть, поэтому?


Марта: Спасибо вам за интересные рассказы. Я жила в Москве почти четыре года, но ничего этого не видела. Хотя по Арбату ходила. Любила там бывать.... Очень хорошо на Арбате! Зато в архиве МИДа, где я работала, у нас в хранилище был столик Чичерина. Теперь я знаю, что он был дальним родственником Н.Н.Пушкиной (по "бедной бабушке", через Штакельбергов (Стакельбергов)) . А в то время меня эта историческая реликвия не интересовала. Вот бы теперь мне туда!

Зизи: Прошлым летом я была в командировке в Москве и побывала в доме в Б. Харитоньевском. Попала туда с трудом - это теперь "частные владения". Но по пропуску меня любезно приняли и даже показали, как идет реставрация.Правда, чьи именно это "частные владения" мне выяснить так не удалось. Почему-то это скрывается. Все как-то туманно говорится. Но кое-какие фотографии я хочу показать:

Кот: Спасибо, уважаемая Зизи, за фотографии! А изразцовая печь сохранилось с еще "доперестроечных" (до 1860-х гг.) времен?

Марта: Спасибо, дорогая Зизи, за красоту!

Зизи: Мне трудно сказать, что сохранилось в интерьерах от "доперестроечного" периода. Я знаю, что в 1860 г. Юсуповы пригласили архитектора В.Д. Померанцев, под руководством которого в их доме у Красных Ворот в Харитоньевском началась перестройка. В 1861 г. он уже работал во всю! В это время была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, пристроен третий этаж и засыпан обнаруженный подземный ход, шедший к Кремлю. На сегодняшний день дом представляет собой памятник архитектуры XVII - XIX веков (так в справочниках). Самое обидное, что спросить не у кого. Нынешние хозяева дворца довольствуются информацией из печатных источников и в архивы не ходят. А какая великолепная история у этого дома! И сколько всего интересного можно было бы "накопать" в архивах.

Зизи: Спасибо, уважаемый Кот, за интересный рассказ об истории храма Б. Вознесения. А вот с Елоховской я сама путалась, думала, что сохранилась именно та церковь.

барышня-крестьянка: А не могли бы вы рассказать историю дома в котром сейчас находится музей Пушкина? Ведь это очень старый особняк, верно?

Таша: Думаю, что речь идет о доме Хрущева на Пречистенке. Особняк-то старый, но Пушкин в нем, насколько мне известно, не бывал. Об этом Хрущеве, лично я знаю, что был он гвардейским прапорщиком, но ни имени, ни отчества сказать не смогу. Возможно, кто-то знает поболее моего

Cаша: Спасибо дорогие Зизи и Кот! Замечательная прогулка по Москве.

Кот: Уважаемая Барышня-крестьянка, к сожалению, я тоже не очень много могу рассказать о доме, в котором расположен музей Пушкина. До войны 1812 года здесь находилась усадьба князей Барятинских, но во время пожара 1812 года она сгорела. Вероятно, после войны это место приобрел Александр Петрович Хрущев, для которого в 1814 году архитектор А.Г.Григорьев и построил уцелевший до нащих дней комплекс городской усадьбы с великолепным особняком на углу Пречистенки и Хрущевского переулка. Никаких исторических событий, связанных с этим домом, я не знаю. Никаких свидетельств о посещении этого дома Пушкиным нет.

Зизи: Спасибо, уважаемый Кот! Я тоже ничего не знала об истории этой усадьбы, хотя в музее была. А Вы не знаете, много ли в Москве сохранилось "допожарных" домов? И есть они вообще?

Кот: Уважаемая Зизи! "Допожарные" дома в Москве, конечно, есть (хотя бы тот же изестный дом Пашкова). Много ли их? Затрудняюсь ответить.

Зизи: А можно тогда попросить Вас рассказать нам о доме Пашкова, уважаемый Кот? Я помню, что когда-то Вы рассказывали о доме Римского-Корсакова на Тверском бульваре. Мне эта информация очень пригодилась. Спасибо.

Кот: Уважаемая Зизи! Прежде всего, хочу извиниться за то, что был не совсем точен. Дом Пашкова (или, как его чаще называют, Пашков дом) горел в 1812 году, но не был полностью сожжен и был восстановлен. Дом Пашкова - это, конечно, потрясающей красоты здание. но, как и здание музея Пушкина на Пречистенке, практически не имеет никакой истории до тех пор, пока оно не было занято Румянцевским музеем в 1861 г., так что я даже не знаю, что о нем можно рассказать. А его изображения, думаю, известны всем. Хорошую, с иллюстрациями, статью о нем можно найти в Википедии, вот здесь. Вот как он выглядел лет за двадцать до пожара:

Зизи: Спасибо, уважаемый Кот! Прочитала с большим интересом.

Natalie: Картина, приведенная уважаемым Котом, хранится в нашем музее (Всероссийском музее А. С. Пушкина).

бык: А как эта работа попала в Петербург? Вообще интересно: на ссылке уважаемого Кота я прочел, что это литография. Уважаемый наш администратор называет ее картиной. Почему? Потому что, это картина, про которую пишут "Холст, масло"? Или просто так сказано о произведении? Или литография сделана с картины, которая хранится в музее? Тогда где литография?



полная версия страницы