Форум » 1830-е годы » Пушкинская Москва » Ответить

Пушкинская Москва

Кот: По предложению уважаемой Зизи пытаюсь создать новую ветку "Пушкинская Москва". Посмотрим, что получится.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Марта: "КУЛЬТУРА: Пушкинский музей хотят переименовать в честь олигарха Предложение о переименовании ГМИИ им. Пушкина было выдвинуто активистами фонда в связи с грядущим 175-летием мецената Нечаева-Мальцова.«Имя Пушкина было присвоено музею в 1937 году, просто потому, что Сталин не нашел другой кандидатуры», – говорит вице-президент фонда «Шуховская башня» Сергей Арсеньев. По словам г-на Арсеньева, имя Нечаева-Мальцова в советские времена было насильственно вычеркнуто из русской истории, хотя как меценат он многое сделал не только для музея, но и для русской культуры в целом. Промышленник, аристократ и меценат. В историю Ю. С. Нечаев-Мальцов вошел как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ГМИИ имени А. С. Пушкина) в Москве, пожертвовав на его строительство около 80% необходимых денег. Профессор Иван Владимирович Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой, инициатор создания музея, обратился к властям и к состоятельным аристократам с просьбой внести пожертвования на строительство музея. Казна выделила 200 тыс. рублей, но этих денег не хватало. И тогда Цветаев обратился за помощью к Нечаеву-Мальцову. За заслуги в создании музея изящных искусств Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был награжден орденом Александра Невского. Среди комментариев этой публикации есть слова о том, что Пушкин к изобразительным искусствам не имеет отношения! Что изобразительные искусства имени Пушкина - смешно и если кто-то к этому привык, это ничего не значит. Молодым такое сочетание кажется старческим маразмом ". Эта же информация уже была в СМИ, но я не могу найти ссылку. Вы уже слышали об этом? А теперь перехожу на ветку "Современники"

Зизи: Марта пишет: Молодым такое сочетание кажется старческим маразмом Думаю, что это выдумка автора заметки (или статьи?). Молодым, скорее всего, просто безразлично, как назван музей (в большинстве своем!). Лично я оставила бы имя Пушкина. Сочетание "Пушкин и изобразительные искусства" - не смешно! Это равно сочетанию "Пушкин и русская культура"! Если все же переименование неизбежно, то я была бы, наверное, за имя И.В. Цветаева.

Кот: О переименовании музея много говорят, но в основном - люди, не имеющие отношения к музею. Предлагают восстановить имя Александра III, дать имя И.В.Цветаева. Эти два варианта, по крайней мере, достаточно разумны. Но называть музей именем человека, который дал деньги на его строительство, вряд ли оправданно. Конечно, это надо отметить. Для того и висит на музее мемориальная доска при главном входе. Но сравнивать его роль с ролью, например, Цветаева нельзя, по-моему. Но, думаю, в ближайшее время переименование музею не грозит. Пушкин! От такого имени не отказываются.


Марта: А имя Зинаиды Волконской? Предлагают и этот вариант, это была ее идея - создать такой музей. Но я за то, чтобы оставить имя Пушкина.

барышня-крестьянка: какой музей? Я не поняла!

Марта: ГМИИ им. Пушкина Об этом, милая барышня-крестьянка, в сообщении от 10 сентября.

барышня-крестьянка: То что речь идет об этом музее я поняла. Не поняла какое отношение к нему имеет З.Волконская. Насколько я знаю музей основан при Александре Третьем. И почему надо ее именем называть? Или Вы имели в виду какой-то другой музей? Или это была ее идея создать вообще когда-либо музей изобразительных искусств? Об этом я ничего не знаю. Но даже в этом случае,когда речь идет о конкретном музее, а не об идеальном, воображаемом, надо давать имена все-таки тех, кто и стоял у истоков этого конкретного музея. Так мне кажется!

Марта: И я с этим согласна. Но на сайте, который я предложила всем посмотреть, говорится об идее создания такого музея Волконской. Даю ссылочку на сайт еще раз: http://maramaram.livejournal.com/118696.html

Кот: Уважаемая Марта, что-то я по этой ссылке ничего про Волконскую не нашел. А с уважаемой Барышней-крестьянкой я согласен относительно того, в честь кого называть музеи. Идея создания музея была не только у Волконской. В 1830-е годы даже реально пытались организовать в Москве публичную картинную галерею, но к возникновению конкретного музея, который теперь носит имя Пушкина, все это не имеет отношения.

Марта: Я согласна с вами обоими. Не могу найти, уважаемый кот, в ссылке имя Волконской. Но там была ссылка на газетную публикацию, и вот вней-то и было имя Волконской, а также слова о том, что у нее был разработан план создания такого музея. Но не могу найти. Может, кто-то об этом знает? Предлагаю вот это: http://www.russianguide.ru/ru/culture3.html Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древних времен до Нового времени. В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа. Проекты создания подобного музея в Москве неоднократно излагались в печати: кн. З.А. Волконской и С.П. Шевыревым (1831), проф. К.К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В. Исаковым (1864).

Зизи: Я тоже ничего про Волконскую в ссылке не нашла. На сайте самого музей в разделе "История музея" - о ней единственное упоминание (среди прочих). Привожу его: "Позднее за создание "эстетического музея" подала и свой голос княгиня Зинаида Волконская, салон которой пользовался известным влиянием в культурной и художественной жизни Москвы". План создания подобного музея был не только у нее, но и у Шевырева, Герцена и др. Оставим музею имя Пушкина!

Марта: Зизи, я с Вами! ТОлько Пушкин!

Зизи: Вот такую информацию я нашла на сайте музея. Любопытная экскурсия! Интересно, о чем будет говорить экскурсовод? Если бы я жила в Москве, то обязательно поучаствовала бы в ней! "Тур.сектор Государственного музея А.С. Пушкина предлагает Вашему вниманию новую экскурсионную программу «Пушкин и московские храмы». Экскурсия состоится 29 ноября 2009 года. Билеты Вы можете приобрести в Государственном музее А.С. Пушкина, по адресу ул.Пречистенка 12/2".

Таша: Интересно, а войдут ли в эту экскурсионную программу "стаи галок на крестах"?

Арина: да наверное только подобная тема и может быть в этой экскурсии.А по времени она сколько длится?три часа?

Зануда: Нет, у ГМИИ следовало отобрать имя Пушкина при организации в Москве самого музея А.С. Пушкина. И потому что до сих пор его именуют Музеем Пушкина (вот и Марта назвала его Пушкинским музеем), и потому, что он никак не связан с пушкинским временем и искусством России, и потому что в данном конкретном случае у него были иные создатели. Относительно кн. Зинаиды Волконской хочу все-таки поправить историческую справку этого музея. Именно она подбила Шевырева включиться в работу по заказу и изготовлению копий для будущего Эстетического музея в Москве. 17 июля 1830 г. А.В. Веневитинов писал В.Ф. Одоевскому: "Вчера я получил предлинное письмо от кн. Волконской и от Шевырева. Оба неутомимо занимаются исполнением проекта о музее" (РС. 1904. Т. 118. С. 203). Волконская привлекает на помощь также М.П. Погодина, скульптора С. Гальберга, договаривается с Торвальдсеном...

Кот: Уважаемый Зануда! Название музея можно и сменить. Пправда, сейчас это уже трудно - его все равно будут называть Пушкинским. Это, выражаясь современным милым русским языком, - бренд (что бы это ни значило). Но в принципе - я не являюсь противником изменения имени. Но я все-таки не стал бы отдавать предпочтение Волконской перед Цветаевым. Как ни "неутомимо" занимались Волконская и Шевырев исполненнием своего проекта, но дальше проекта это так и не пошло. Результатом их деятельности не стало ни одной копии, если я не ошибаюсь. Были и другие проекты. В 1835 г. художник Добровольский организовывал в Москве публичную картинную галерею. Были даже публикации в газетах и журналах. Но и она так и не состоялась. Были другие проекты. Цветаев же проект осуществил (не в одиночку, естественно, но без него не было бы этого музея), причем не проект Волконской, от которого ничего, кроме общей идеи, не осталось. А идея не была такой уж оригинальной. Заслуга Волконской заключается в том, что она первая (но тоже не в одиночку) предложила реализовать эту идею в России. Но попытка ни к чему не привела, увы! Не надо думать, что не будь Волконской, эта идея не возникла бы у других людей. Идея, как говорится, витала в воздухе. Примеры европейских музеев были на глазах у всех, ездивших за границу.

Арина: зачем же переименовывать все подряд?Вот и спор сразу возник.Я вот была против того чтобы улицу Гоголя переименовывали.тем более что название дали еще до революции.и чем Гоголь-то не угодил?Но это уже конечно к Москве не имеет никакого отношения!

Зануда: У меня и в мыслях не было отдавать предпочтение Волконской и Шевыреву и кому бы то ни было из подающих идеи или пытавшихся их реализовать. Да, именно Цветаев осуществил колоссальную работу, именно с него и начинался ГМИИ. Кстати, если я не ошибаюсь, начало подобному музею было положено Академией художеств с приходом в нее А.Н. Оленина и галерея отливок и слепков до сих пор находится на Университетской набережной.

Зизи:



полная версия страницы