Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 317, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Марта: А я было уже нашла что-то общее в этих двух портретах...

бык: Мне тоже это показалось

Зизи: Я хочу вспомнить еще одного современника Пушкина - Джона Фильда, ирландского пианиста и композитора, которого считали предшественником Шопена и учеником которого был М.И. Глинка. 23 марта в Доме Державина состоится посвященный ему вечер. М.И. Глинка говорил: "Пальцы Д.Фильда сами падали на клавиши, подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату» Фильд родился 25 июля 1782 г. в Дублине в семье музыкантов. Его отец прекрасно играл на скрипке, а дед был известным в Ирландии органистом. Уже в десятилетнем возрасте Фильд дает в Дублине свой первый концерт. Когда семья переехала в Лондон, он служил в магазине музыкальных инструментов М. Клементи, у которого брал уроки. С Клементи Фильд и попал в Петербург, где дал свой первый сольный концерт в доме князя Голицына. В Петербурге он приобрел известность и его учениками в разное время были А.Верстовский, А.Дюбюк, А.Гурилев, М.Глинка и Ш. Майер. Джон Фильд был близко знаком с А.Грибоедовым, В.Л. Пушкиным и мог встречаться с А.Пушкиным в петербургском салоне польской пианистки Марианны Агаты Шимановской, где собирались польские и русские писатели, музыканты, художники и ученые. С 1804 по 1821 г. Фильд жил в Петербурге, а с 1821 г. - десять лет работал в Москве. В 1832 г., после тридцатилетнего пребывания в России, он возвращается в Лондон. где с громадным успехом проходят его концерты. Время от времени Джон Фильд совершает концертные поездки по Европе. Он стал одним из первых представителей романтизма в искусстве игры на фортепиано. Фильд - создатель нового жанра фортепианной музыки – ноктюрна. Уже первые ноктюрны, написанные в России в 1814 г., принесли Джону Фильду славу. Постоянные гастроли сильно повлияли на его и так слабое здоровье, и он вынужден был отправиться в Неаполь для лечения. Здесь он знакомится с известным русским семейством и, получив очень выгодное предложение, окончательно переезжает в Москву. Конечно же, и то, что значительную часть жизни Джон Фильд прожил в России, сыграло в этом свою роль. Его товарищи, друзья и любимый им круг общения были в России. Но прожил на этот раз он здесь недолго. Он умер в возрасте 55 лет в Москве и похоронен на Введенском кладбище.


Марта: Спсибо, дорогая Зизи! Это новое для меня имя. Интересно, знал ли о нем И. Мойер, который также был прекрасным пианистом?

бык: А с каким именно семейством вернулся Фильд в Россию?

Cаша: Интересно,только ли у Шимановской Пушкин мог встречаться с Фильдом? Пушкин пережил его только на 18 дней. Странно, что в книге Л.Черейского "Пушкин и его окружение" сказано, что Фильд умер в Петербурге. Наверное, все-таки скончался он в Москве и был похоронен на Введенском кладбище. Надгробие на могиле Джона Фильда.

бык: Кукольник, М.И. Глинка и К.П. Брюллов. Акварель П. Каратыгина

Марта: Уважаемый Бык, поделитесь, пожалуйста, секретом, где Вы это нашли?

Cаша: Cпасибо,уважаемый Бык, что вспомнили этот шарж на трех друзей. Союз искусств, где каждому из друзей отводилась роль представлять одно из них, отягчался невоздержанностью к возлияниям. И об этом знали все. Обратите внимание на рояль и на стаканы в руках Брюллова и Кукольника.

Марта: Обратила

Зизи: Мне кажется, что пришла пора поговорить о самом П. Каратыгине. Такими его рисунками любуемся!

Марта: Как я жду Ваш рассказ, дорогая Зизи!

Зизи: Каратыгин Петр Андреевич (1805-1879) - драматический артист и писатель. И как мы теперь знаем - рисовальщик неплохой! В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством Шаховского, который очень полюбил его. Еще в 1818 г. Каратыгин выступал на сцене в драме Коцебу: "Эйлалия Мейнау", но настоящий его дебют состоялся 6 мая 1821 г. в комедии "Молодость Генриха V" и прошел незамеченным. Как актер П. А. Каратыгин особенно не выделялся. Но он написал несколько пьес, имевших большой успех в свое время и частью держащихся еще и ныне на репертуаре. Еще будучи в училище, Каратыгин организовал там домашние спектакли воспитанников и оставался главным их руководителем и по окончании курса. Между прочим, на этих спектаклях он думал разыграть "Горе от ума", не допущенное на сцену. Пьеса была срепетована под руководством самого Грибоедова, но администрация не позволила играть ее. Для этих же спектаклей Каратыгин и сам написал пародию "Нерон" и водевиль "Сентябрьская ночь". После поступления на службу он написал новый водевиль "Знакомые незнакомцы" и поставил его на казенной сцене в 1830 г. Пьеса имела шумный успех и понравилась самому императору Николаю Павловичу, который подарил автору бриллиантовый перстень в 1200 руб. ассигнациями. С этих пор Каратыгин приобрел популярность и почти ежегодно ставил по нескольку новых водевилей. За время 1830—1878 г. им было написано 68 пьес, из которых наибольший успех, кроме первой, имели: "Ложа первого яруса на последний дебют Тальони", "Отелло на Песках", "Виц-мундир" и др. В то же время он перешел на роли комические и в них обнаружил недюжинное дарование. В 1832 г. он был назначен репетитором по драматической части в театральном училище, а вскоре и главное руководство этою частью перешло в его руки. Успехи его учеников (из них замечательны Мартынов и Максимов) обратили на него внимание начальства. Император пожаловал ему золотую табакерку. Как опытный учитель драматического искусства был приглашен давать уроки декламации кадетам Морского корпуса, а после прекращения этих занятий ежегодно был приглашаем для устройства в корпусе домашних спектаклей. Вслед за тем ему стали поручать устройство спектаклей и в других корпусах, а также при Высочайшем дворе и в аристократических домах. Все эти обстоятельства создали П. А. Каратыгину широкую популярность, которую он сохранил до конца жизни, хотя после 1873 г., по старости, редко уже показывался на сцене. Его брат - знаменитый драматический актер Василий Каратыгин был женат на такой же известной актрисе Александре Михайловне Колосовой. Могу добавить, что семейный архив Каратыгиных хранится в Пушкинском Доме (ИРЛИ).

Зизи: http://az.lib.ru/k/karatygin_p_a/text_0050.shtml Еще информация о Каратыгине

бык: Cаша пишет: Обратите внимание на рояль и на стаканы в руках Брюллова и Кукольника. Да это нормально! Это как раз не свидетельство их разгульной жизни! Вино, как воду, пили во время обедов. И не только!

Марта: Спасибо вам, уважаемые бык и Зизи! О Барклае де Толли мы уже говорили, но я сегодня нашла невиданный мною ранее его портрет:

Cаша: Медаль в честь генерал-фельдмаршала графа М. Б. Барклай де Толли

Марта: Что за сирена со щитом и мечом? Что это за символ, уважаемый Саша? А я вот думаю о художнике Зенфе. У него хорошие портреты. Надо бы поискать в Инете. Завтра, все завтра...

Кот: Уважаемая Марта, судя по надписи на медали, медаль - польская, связанная с Варшавой (не освобождал ли Барклай Варшаву?), а сирена - это, по-моему, символ Варшавы.

Марта: Спасибо, уважаемый Кот! Да, это так. Таких сирен в Варшаве несколько (памятников сиренке, как ее называют поляки), и одна из них находится в центре Варшавы, на площади, в Старом Мясте. С ранних лет Барклай де Толли был записан в Новотроицкий кирасирский полк; службу начал в 1776 вахмистром Псковского карабинерного полка, в 1788 произведен в корнеты. Отличился при штурме Очакова (1788) во время Русско-турецкой войны 1787-91, участвовал в Русско-шведской войне 1788-90 и в 1794 при взятии Варшавы, командуя батальоном Эстляндского егерского полка. В войне с Францией 1806-07 Барклай де Толли отличился в сражениях под Пултуском и Прейсиш-Эйлау (в последнем сражении был тяжело ранен в правую руку). В Русско-шведскую войну 1808-09 командовал корпусом, вместе с корпусом П. И. Багратиона совершил в 1809 ледовый переход по Ботническому заливу. С мая 1809 по январь 1810 Барклай де Толли — главнокомандующий армией и генерал-губернатор Финляндии. Ну Барклай и повоевал! Как Ф.Ф. фон Левиз оф Менар (о нем уже на форуме говорили): "Где война, там Менар". О Барклае тоже можно так сказать. Написала неправильно слово "сирена" (через "е"), и самой смешно: это "затмение" из-за имени Серены Витале[./more]



полная версия страницы