Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 317, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Таша: Но этот, явно, не Иван Николаевич...

Кот: Уважаемая Таша! Это, конечно, не Дантес. Единственно, что, может быть, похоже - это нос и общая вытянутость лица. Ни глаза, ни волосы не похожи. Я не силен (к большому моему сожалению) в мундирах, но что это не кавалергардский мундир, сомневаться не приходится. Черный мундир с красными кантами (или выпушками?) - это или военный инженер, или артиллерист, по-моему. Что касается ссылки на сайт, то нажмите кнопочку "ссылка" (справа от кнопочки с человечком - "картинка с компьютера"); в открывшемся окошке введите в первой строке адрес сайта, а во второй - слово "здесь" или какое захотите (вместо стоящего там по умолчанию "click here").

Таша: Кот пишет: Я не силен (к большому моему сожалению) в мундирах А Гимовцы, по-Вашему, сильны, если такие портреты с такими надписями и подписями оставляют без комментария? За помощь со ссылками ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Никак не могла найти этот легкий ход


Cаша: Попробуем сами найти ответы на вопросы. Офицер на портрете действительно в кавалергардском походном мундире. Он был черного цвета. Есть возможность поискать у Панчулидзева и в других источниках. Полк своим видом воскрешал в памяти давно отжившие времена эпохи Александра I и Николая I, выступая в белых мундирах-колетах, а в зимнее время — в шинелях, поверх которых надевались медные блестящие кирасы, при палашах и гремящих стальных ножнах и в медных касках, на которые навинчивались острые шишаки или, в особых случаях, посеребренные двуглавые орлы. Орлы эти у солдат назывались почему-то «голубками». Седла покрывались большими красными вальтрапами, обшитыми серебряным галуном. Первая шеренга — с пиками и флюгерами. Обыкновенной же походной формой были у нас черные однобортные вицмундиры и фуражки, а вооружение — общее для всей кавалерии: шашки и винтовки. Но этим, впрочем, дело не ограничивалось, так как для почетных караулов во дворце кавалергардам и конной гвардии была присвоена так называемая дворцовая парадная форма. Поверх мундира надевалась кираса из красного сукна, а на ноги — белые замшевые лосины, которые можно было натягивать только в мокром виде, и средневековые ботфорты. Наконец, для офицеров этих первых двух кавалерийских полков существовала еще так называемая бальная форма, надевавшаяся два-три раза в год на дворцовые балы. Если к этому прибавить николаевскую шинель с пелериной и бобровым воротником, то можно понять, как дорог был гардероб гвардейского кавалерийского офицера. Большинство старалось перед выпуском дать заказы разным портным: так называемые первые номера мундиров — дорогим портным, а вторые и третьи — портным подешевле. Непосильные для офицеров затраты на обмундирование вызвали создание кооперативного гвардейского экономического общества с собственными мастерскими. Подобные же экономические общества появились впоследствии при всех крупных гарнизонах.(вспоминал кавалергард граф Игнатьев: Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю, Книга первая, глава шестая. ) Реконструкция всех разновидностей формы кавалергарда 1830-х гг. Обратите внимание на сидящего офицера полка в черном мундире.

Таша: Нееееееееееееееееет. Это не черный, а темнозеленый! Черным он стал в конце 1880-х годов А в наше время у кавалергардов три вида мундира: Белый строевой парадный колет Темно-зеленый повседневный виц-мундир Красный праздничный виц-мундир

Cаша: Конечно, был и зеленый виц-мундир. Однако...Старший брат Петра Ланского - Сергей. Здесь он ротмистр или полковник, и едва ли уже в мундире командира Малороссийского кирасирского полка, которым командовал с 1818 г. Пока еще кавалергард. Правда, это изображение можно отнести ко времени не позднее второй половины 1810-х гг. Мундир, согласитесь, очень похож на тот, что на "Дантесе" из Исторического музея.

Кот: Да, мундиры - дело специфическое. У меня нет достаточных знаний, чтобы компетентно обсуждать этот вопрос. Но по физиономии, скажем так, мне бы никогда не пришло самому в голову предположить, что это - Дантес. Но это, естественно, - не доказательство.

Natalie: Физиономия у него препротивная. Может быть, это НЕдружеский шарж?

барышня-крестьянка: К сожалению я не сильна в этом вопросе ! Но на известные портреты Дантеса и правда не похож!

Cаша: Сегодня с Ташей внимательно посмотрели на этот же портрет Сергея Петровича Ланского, но в другом источнике. Действительно, мундир у него зеленый, только очень темного, почти черного оттенка. Здесь же - репродукция с неудачной цветопередачей. Вероятно, что и цвет мундира офицера с трубкой - тоже зеленый. Может это кавалергард, но едва ли перед нами Дантес.

Таша: Интересно бы узнать у гимовцев, почему они считают его Дантесом?

Кот: Я думаю, они так считают потому, что на портрете кем-то так и написано: "Баронъ Экеръ Дантезъ".

Таша: А я думала, что Вы спросите там в Москве кого-то из знакомых... Надпись то мы видели, но своя ли она? авторская?

Кот: К сожалению, в ГИМе у меня нет знакомых. А надпись, наверняка, не авторская, а чья-то "пояснительная", сделанная позже.

Таша: Будем ждать лучших времен, когда удастся поговорить с хозяевами портрета. А надпись-то точно не своя!

Cаша: Возможно, кто-то увидел сходство... И появилась подпись. Заметим, что "Дантезъ", с "з" на конце - так именовали француза русские. Например, Е.А.Карамзина писала:"Он дрался в середу на дуэли с Дантезом, и он прострелил его насквозь".

Кот: Уважаемая Таша! Думаю, что вся информация об этом портрете происходит отсюда: Неизвестный портрет Дантеса. Известны два портрета молодого Дантеса: парадный портрет, в кавалергардской форме, в кирасе, с завитой шевелюрой (обычно помещающийся во всех иллюстрированных изданиях сочинений Пушкина) и второй, менее популярный портрет работы Райта, хранящийся в Пушкинском Доме. Существует еще одно изображение Дантеса, относящееся ко времени пребывания его в Петербурге. Это публикуемый здесь впервые портрет, находящийся в московском Гос. Историческом музее и поступивший туда из бывш. музея Щукина. Акварельный набросок сделан на листе из альбома, разм. 22 × 16 см. Бумага с золотым обрезом и с водяным знаком „Ватман 1829 г.“. Это не официальный, а скорее домашний портрет: Дантес изображен в форменном сюртуке, в скромной прическе. Волосы, брови и усы шатеновые с рыжеватым оттенком, губы и щеки — подчеркнуто алые, глаза — василькового цвета. Автором этого довольно дилетантски исполненного рисунка является, по всей вероятности, один из полковых товарищей Дантеса. В левом верхнем углу изображения надпись карандашом: „Барон Экер Дантез“. Портрет не мог быть написан раньше конца января — начала февраля 1834 г., когда Дантес, принятый в гвардию, получил право носить русскую форму. Если же, как это очень вероятно, карандашная надпись сделана одновременно с самим портретом, то последний должен был быть написан после того как 4 мая 1836 г. Дантес получил разрешение принять фамилию усыновившего его бар. Геккерена. А. Л. Вейнберг. Это - Вейнберг А. Л. Новинки иконографии // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — [Вып.] 2. — С. 482—483. См. здесь. Конечно, было бы интересно узнать, откуда портрет попал в музей Щукина. Если это - любительский рисунок, то , возможно, рисовали и Дантеса, но тогда - какой толк в этом портрете, если он нарсован непохожим. В этом случае иконографической ценности он не имеет. Единственное, что мы узнаем о Дантесе из этого портрета, - то, что он курил трубку. Кстати, в каких-нибудь описаниях Дантеса (его современниками) есть упоминание о цвете его глаз? Действительно ли они были васильковыми или голубыми? Еще интересно было бы сопоставить, расположив рядом, этот портет и портрет работы Райта. Он оба - в одном повороте. У меня сейчас под руками нет.

Cаша: Спасибо, уважаемый Кот. Оказывается портрет из Исторического музея уже давно известен, но не получил широкого бытования. Портрет Дантеса работы Томаса Райта из Пушкинского дома.

Таша: Огромное спасибо, уважаемый Кот! Как всегда у Вас - информация исчерпывающая.

Зизи: А это уже точно установлено, что на портрете Кипренского изображен не Денис Давыдов, а его брат?



полная версия страницы