Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 317, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Кот: Уважаемая Зизи! надо нажимать мышкой на клеточку с крестиком, а если появилось изображение листочка бумаги со строчками, то - нажимать на этот листочек. Уважаемый Саша дал ссылку уже конкретно на раздел "Пушкин", а если войти на главную страницу, то там можно найти еще массу всего интересного.

Марта: Спасибо большое!!!!

Зизи: Спасибо, уважаемые Кот и Саша! Я разобралась и, действительно, нашла много интересного!


Зануда: Хочу высказать (с двухмесячным опозданием) свои соображения относительно нескольких портретов современников Пушкина, появившихся на форуме. 1. К акварельному портрету из собрания ГИМа (указан как Дантес). На обер-офицере надет т/зеленый двубортный сюртук с красной выпушкой по краю воротника и на обшлаге рукава. Металлический прибор – пуговицы, эполеты – серебряные. Предположение любезного Кота о принадлежности сюртука инженеру или артиллеристу ошибочно, поскольку у них воротник был оторочен красной выпушкой и по нижнему шву, а эполеты у артиллеристов имели золотой цвет. Мягкие с двухрядной оплеткой эполеты в 1822 г. начали заменять на более крупные с оплеткой из трех жгутов. На скрытом от художника поле эполета (на левом плече) виден небольшой бугорок. Думаю, что это звездочка. Отсутствие на пуговицах рисунка государственного герба позволяет датировать рисунок до появления в конце дек. 1829 г. нового образца. 2. Акварельный портрет Сергея Петровича Ланского (1789-1832). Выполнен в 1829 г.: под изображением справа имеется подпись: “par A.R. 1829”. Атрибуция изображенного принадлежит И.П. Шинкаренко. Молодой человек действительно изображен в кавалергардском сюртуке, однако, если верить биографической справке, приложенной к портрету, С. Ланской состоял в кавалергардах до 1818 г., получив еще в 1816 г. чин полковника. С 1818 г. стал командиром Малороссийского кирасирского полка, а в 1825 г. получил чин генерал-майора. На портрете же изображен офицер с эполетами, которые носили обер-офицерские чины – корнеты, подпоручики, поручики, штабс-ротмистры и ротмистры (у штаб-офицеров - майоры, подполковники и полковники – эполеты имели тонкую бахрому). Отсутствие на эполетах звездочек, введенных 1 янв. 1827 г., говорит о том, что художнику позировал в 1829 г. неизвестный нам ротмистр Кавалергардского полка, которым полагались эполеты с чистым полем. Теперь несколько слов относительно т/зеленого мундирного сукна. При Николае Павловиче мундирное сукно становится предельно темным и на очень многих живописных и акварельных портретах его принимают за черное. Однако в русской армии мундиры из черного сукна отсутствовали вообще. И еще: т/зеленый сюртук и вицмундир кавалергардов до 7 дек. 1813 г. имел черный бархатный воротник и такую же выпушку. С 7 декабря воротник шьется из того же т/з сукна с выпушкой красного цвета. Именно такие воротники должны быть и у так называемого Дантеса, и у мнимого Ланского. У последнего воротник по цвету идентичен мундиру.

Кот: Да, уважаемый Зануда, вот это - профессионализм высшей марки. Преклоняюсь! А раз портрет предполагаемого Дантеса мог быть нарисован только до конца 1829 года, то значит это и не Дантес, что и требовалось доказать. СПАСИБО!!!

Зизи: Приятно выслушать профессионала! Спасибо и от меня!

Таша: Спасибо, дорогой уважаемый Зануда. Жаль, что два месяца Вас не было на форуме. Сколько бы мы еще узнали!

Марта: СПАСИБО, УВАЖАЕМЫЙ ЗАНУДА!

Зануда: Спасибо всем, безропотно принявшим мои соображения о портретах двух кавалергардов. Теперь дошла очередь и до портрета неизвестного работы Шамшина (1817) из собрания Эрмитажа. Марта высказала предположение о внешнем сходстве изображенного с А.Н. Олениным. Возможно. Я никудышный физиономист, а потому не решаюсь вступать в спор, но на всякий случай обратился к послужному списку, чтобы выяснить, соответствуют ли видимые на портрете награды полученным Олениным на 1817 г. На портрете мы видим находящиеся на шейных орденских лентах небольшие кресты ордена Св. Владимира 3 ст. и Св. Анны 2 ст. (черно-красно-черная владимирская ленточка прикрывает почти полностью алую анненскую ленточку). На левой стороне груди просматривается какая-то медаль. На 1817 г. этот неизвестный мог быть награжден одной из двух медалей Земского войска 1807 г. и одной из двух медалей в память Отечественной войны 1812 г. (медалью за участие в заграничном походе и взятие в марте 1814 г. Парижа стали награждать только в 1826 г. после смерти Александра Павловича). Оленин на 1817 г. тоже имел ордена Св. Владимира, Св. Анны и одну медаль, однако класс орденов был повыше, а именно: орден Св. Анны 1 кл. (1807), а орден Св. Владимира 2 ст. (1812). Была у него и золотая медаль на владимирской ленточке за Земское войско 1807 г. (1808). На портрете мы бы увидели звезду ордена Св. Анны, которая носилась на правой стороне груди; более крупный крест ордена Св. Владимира 2 ст. на шейной ленте; ну а медаль и звезда ордена Св. Владимира, носимые на левой стороне груди, также могли быть едва видимыми. Такой набор наград плюс еще и дворянская медаль на владимирской ленте в память Отечественной войны 1812 г. изобразил на своем карандашном рисунке А.Г. Варнек. Полртрет находится в собрании ВМП. Таким образом, награды Оленина более высокого класса, чем на портрете. Идентификация изображений по внешнему сходству лиц без других, более веских и бесспорных аргументов, порой приводит к ошибочным атрибуциям. К ним относится и мнимый портрет Ганнибала, и Дениса Давыдова, который В.М. Глинка переатрибутировал в Евграфа Давыдова. Интересно и поучительно его же замечательное опровержение (ЛГ. 1981. № 42) атрибуции группового портрета двух или трех кавалергардов (уже не помню), в двух из которых И. Бочаров и Ю. Глушакова узрели Андрея Карамзина и М.Ю. Лермонтова (Лит. Россия. 1981. № 36). В ответ на аргументацию Глинки последовала еще одна публикация Бочарова и Глушаковой (ЛГ. 1982. № 19), которая продемонстрировала полнейшее, при этом и агрессивное, невежество авторов, пытавшихся только по внешнему сходству увидеть в кавалергарде Лермонтова.

Таша: Спасибо, уважаемый Зануда за такое ясное разъяснение наград Оленина. Надеюсь, что шамшинским наградам изображенные соответствуют. Безропотное приятие Ваших аргументов естественно, поскольку здесь мало кто серьезно занимался наградами. Однако один крохотный вопрос у меня имеется. Вы пишете: медалью за участие в заграничном походе и взятие в марте 1814 г. Парижа стали награждать только в 1826 г. А мне казалось, что кн. С. Г. Волконский такую медаль имел. Кажется, я видела ее в списке его наград, хранившихся в специальной кладовой в доме на Мойке после того, как он был арестован. Выходит, что я ошибалась? И еще. Уважаемый Зануда пишет, что статья московских исследователей продемонстрировала полнейшее, при этом и агрессивное, невежество авторов, пытавшихся только по внешнему сходству увидеть в кавалергарде Лермонтова Увы! В последние десятилетия у ряда (не всех!) московских исследователей (филологов и, особенно, историков) сложился такой стиль утверждения непререкаемости своих суждений - агрессивность и безапеляционность. Мне кто-то в шутку пояснил,что у таких исследователей всё, что происходит за пределами Садового кольца, считается дурным тоном. ПРОШУ ПОРЯДОЧНЫХ МОСКВИЧЕЙ НЕ ПРИНИМАТЬ СКАЗАННОЕ НА СВОЙ СЧЕТ!

Кот: Уважаемая Таша! Мне всегда было чуждо надуманное потивопоставление москвичей и ленинградцев (питерцев), от кого бы оно ни исходило - от москвичей или от питерцев. Достоинства и недостатки свойственны человеку независимо от места его проживания. И одни и те же достоинства и недостатки можно встетить как у москвичей, так и у питерцев, так же, как и у жителей любого другого города.

Зизи: Я совершенно с Вами согласна, уважаемый Кот! Согласна и с уважаемой Ташей в отношении нашей "безропотности". Мы не такие уж "безропотные". Просто я лично, действительно, не разбираюсь в мундирах. И могу только насладиться тональностью аргументации профессионала. За что и поблагодарила!

Зануда: Уважаемая Таша, ничего не могу сказать относительно Вашего сообщения о наличии в списке наград кн. С.Г. Волконского медали за взятие Парижа. Он ее должен был получить, однако на его портрете кисти Д.Доу (1822) , написанного с натуры, эта медаль отсутствует. Мы видим на нем лишь серебряную медаль на голубой андреевской ленточке участника Отеч. войны 1812 г.

Cаша: Спасибо, уважаемый Зануда! Ваша аргументация подробная и грамотная. Даже подсознательно она всегда способна внушить доверие, потому что опирается именно на факты, а значит близка к истине. И как часто в последнее время чувствуется подгонка фактов под уже выбранную изначально "истину", когда начисто забывается их полная совокупность и степень значимости. А знаток глубокий всегда почувствует подвох. Владислав Михайлович Глинка был замечательный исследователь от Бога. В свое время, после его кончины, у меня хранилась часть книг из его библиотеки. Он умел тонко подмечать любопытное, где-то чересчур смело, но зато пытаясь обосновать, аргументировать сказанное.

Марта: ... то значит это и не Дантес, ... Эта цитата из текста нашего уважаемого Кота от 25 сентября. Простите мою некомпетентность, о каком портрете идет речь? Не могли ли бы Вы поместить его здесь? Раньше я не могла включиться в вашу беседу: была на "БиблиОбразе"

Кот: Уважаемая Марта! Обсуждаемый портрет (якобы Дантеса) можно посмотреть с.14 этой же ветки. Там же и на следующей странице - обсуждение этого портрета.

Кот: Уважаемый Зануда, Вы упомянули о портрете Дениса Давыдова, который В.М. Глинка переатрибутировал в Евграфа Давыдова А когда Глинка его переатрибутировал? Как портрет Евграфа Давыдова он был атрибутирован еще в статье: Вавра В., Габаев Г., Якубов В. Новая атрибуция произведения О. А. Кипренского. — Искусство, 1954, № 6, с. 79. А Глинка - когда?

Зануда: Уважаемый Кот, в те времена, когда появилась публикация В. Вавра со товарищи, я был далек от темы атрибуций и переатрибуций, а потому ничего не могу сказать об их приоритете. Вероятно, выступление (на концеренции) или публикация В.М. Глинки на эту тему была вызвана новыми попытками отвести Евграфа Давыдова. Ведь к этому портрету искусствоведы и историки возвращались не раз. Не помню, к сожалению. При случае, обязательно познакомлюсь с указанной Вами публикацией.

Зануда: Уважаемый Саша, вероятно, библиотека В.Г. Глинки была уникальная. К великому сожалению я лично не был знаком с этим человеком.

Cаша: Уважаемый Зануда, трудно сейчас сказать насколько уникальной было собрание В.М.Глинки. Натан Эйдельман с теплотой писал о Владиславе Михайловиче: Глинка-писатель был и крупным ученым, который работал во многих музеях, был главным хранителем русского отделения Государственного Эрмитажа и великолепно знал немыслимое количество людей и вещей прошлого... Приносят ему, например, предполагаемый портрет молодого декабриста-гвардейца, Глинка с нежностью глянет на юношу прадедовских времен и вздохнет: Да, как приятно, декабрист-гвардеец; правда, шитья на воротнике нет, значит, не гвардеец, но ничего... Зато какой славный улан (уж не тот ли, кто обвенчался с Ольгой Лариной - "улан умел ее пленить"); хороший мальчик, уланский корнет, одна звездочка на эполете... Звездочка, правда, была введена только в 1827 году, то есть через два года после восстания декабристов, - значит, этот молодец не был офицером в момент восстания. Конечно, бывало, что кое-кто из осужденных возвращал себе солдатскою службою на Кавказе офицерские чины, но эдак годам к 35-40? а ваш мальчик лет двадцати... да и прическа лермонтовская, такого зачеса в 1820-1830-х годах еще не носили. Ах, жаль, пуговицы на портрете неразборчивы, а то бы мы определили и полк и год. Так что никак не получается декабрист - а вообще славный мальчик... Говорят, будто Владислав Михайлович осердился на одного автора, написавшего в своем вообще талантливом романе, что Лермонтов "расстегнул доломан на два костылька", в то время как ("кто ж не знает!") "костыльки", особые застежки на гусарской куртке-доломане, были введены через несколько лет после гибели Лермонтова (указывается точная дата). Мы с женой целый вечер смеялись..."



полная версия страницы