Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 317, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Марта: А я, уважаемый Саша, думала о том, что Пушкин, зная Воейкова, был все же в приятельских с ним отношениях. Он бывал в салоне А.А. Воейковой (об этом есть в его письме к брату), где бывал А.И. Тургенев. И Жуковский рядом. Не мог А.С. не знать о нем. Тут есть какая-то загадка.

Марта: Вадим Дементьев ЗАГАДОЧНЫЙ ПОРТРЕТ http://www.ruscenter.ru/662.html О творческой дружбе Александра Сергеевича Пушкина с Николаем Васильевичем Гоголем, казалось бы, почти все известно. Любой школьник знает: сюжеты «Мертвых душ» и «Ревизора» подсказал Гоголю Пушкин. (Поэт собирался сам написать историю, похожую на «Ревизора», о чем говорит его план: «Криспин приезжает в Губернию NB на ярмонку — его принимают за...») Как и всякие дружеские отношения между литераторами, связи Пушкина и Гоголя выходят за рамки обсуждения творческих замыслов. Они были знакомы более пяти лет, начиная с 1831 года. Часто виделись в Царском Селе и в Петербурге, читали друг другу свои произведения, а с 1836 года Пушкин привлекает автора «Ревизора» к постоянному сотрудничеству в журнал «Современник». Сохранились два портрета: Пушкин набросал профиль Гоголя, а Гоголь нарисовал Пушкина. Оба они воспроизведены в двухтомнике «Переписка Н.В.Гоголя», вышедшем в издательстве «Художественная литература» в 1988 году. Портреты выполнены чернилами. Сразу бросаются в глаза характерные отличия: если портрет Пушкина прописан Гоголем достаточно подробно (здесь и пышные бакенбарды, и сюртук, и что-то наподобие подвязанного платка или галстука), то в портрете Гоголя мы видим лапидарный профиль мужской головы в очках. Но что-то смущает, когда рассматриваешь пушкинский рисунок. Что именно?.. А разве Гоголь носил очки? Продолжение будет

Марта: Продолжение Нахожу все прижизненные изображения Николая Васильевича. Ни на одном из них у Гоголя очков нет. Но, может быть, он, страдая дальнозоркостью, надевал их только при чтении? Когда Гоголь познакомился с Пушкиным, ему было всего лишь 22 года. Дальнозоркость же у человека, как правило, развивается в пожилом возрасте. На рисунках Клодта «Пушкин у Гоголя», Дмитриева-Мамонтова «Н.В.Гоголь читает «Мертвые души» и Табурина «Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого театра» очков на лице Гоголя тоже нет. Последние два рисунка выполнены, к тому же, с натуры. Не страдал Николай Васильевич и близорукостью, иначе на известных портретах (прижизненных!) А.Веницианова, К.Мазера, А.Иванова он был бы изображен в очках. Но может быть, позируя, он их снимал? Обратимся к письменным воспоминаниям. Вот каким впервые увидел Гоголя С.Т.Аксаков в 1832 году: «... Хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое». Из воспоминаний актера А.Толченова: «Острый нос, небольшие пронзительные глаза, длинные, прямые темно-каштановые, причесанные а lа мужик, волосы, небольшие усы...» А вот как описывает внешность Гоголя Г.Данилевский: «Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, темные, шелковистые усики чуть прикрывали полные, красивые губы, под которыми была крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь даже тогда, когда он говорил что-либо веселое или смешное. Длинный, сухой нос придавал этому лицу и этим, сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдающее и вместе добродушно-горделивое. Так смотрят с кровель украинских хуторов, стоя на одной ноге, внимательно-задумчивые аисты». В этих воспоминаниях можно подметить, кроме отсутствия у Гоголя очков, одну существенную деталь: усы. Гоголь их отрастил после 1834 года. Окончание следует


Марта: Окончание Выходит, что мужчина, изображенный на портрете, не Николай Васильевич Гоголь?! Начинаю подробнее всматриваться в рисунок. Не похож на гоголевский и знаменитый нос — «длинный, сухой». В 1838 году художник Э.Дмитриев-Мамонов набросал с натуры портрет читающего Гоголя. На нем удлиненный, почти до верхней губы нос Николая Васильевича имел не римский — ровный, как на рисунке Пушкина — профиль, а видимую на конце перед ноздрями горбинку. Откуда же тогда родилось это недоразумение? Нахожу ответ в автолитографическом изображении писателя 1834 года: тот же покатый нос, отсутствие усов, ямочки на концах сжатых губ... По автолитографии можно определить и портрет неизвестного мужчины: похож вроде бы на Гоголя... Но вот сам рисунок А.Веницианова, послуживший основой книжной литографии: на нем нет ни ямочек, ни прямого профиля носа... Какие-то детали при переносе на камень, либо уходят, либо появляются. И наконец, упомяну о самом важном моменте: в томе рисунков Полного собрания сочинений А.С.Пушкина вообще отсутствует какой-либо портрет Гоголя! Более того, нет и знакомого нам мужского портрета в очках. Данное издание, составленное лучшими пушкинистами Института русской литературы (Пушкинского дома), включает в себя все выявленные рисунки поэта. Отгадка этой странной истории вполне может быть и такая: Пушкин не оставил нам своего портрета Гоголя, а тот, который напечатан в книге, выпущенной «Художественной литературой» (может быть, и другими издательствами), во-первых, не принадлежит перу великого поэта, а во-вторых, на этом рисунке изображен не Гоголь, а кто-то другой. Кто же? Но это… Это уже предмет нового исследования!...

Кот: Фактов, приводимых Дементьевым, достаточно для появления сомнения, но недостаточно для утверждения, что Гоголь очков не носил. Почему-то не упоминается и не комментируется рисунок Каратыгина, изобржающий Гоголя в очках. Не соответствует действительности утверждение, что том рисунков, выпущенный ИРЛИ как том полного собрания сочинений, "включает в себя все выявленные рисунки поэта". По-моему и сами составители тома на это не претендовали. Почему-то обойдена молчанием книга Жуйковой, в которой вот уж действительно собраны практически все атрибутированные портретные рисунки Пушкина.... Может быть, Дементьев и прав, только он этого не доказал, так что рановато ему считать, что это исследование он закончил и может переходить к новому.

Зизи: Мне тоже не показались убедительными эти доказательства. То, что автор не видел Гоголя в очках ни на одном прижизненном портрете, не аргумент. Может быть, стоит поискать такой портрет, и это может стать следующей темой исследования? Федор Толстой-"американец" тоже изображен в очках на единственном портрете, который очень редко приводят. В любом случае, спасибо, дорогая Марта, за ссылку на любопытную статью!

Cаша: Марта пишет: На нем удлиненный, почти до верхней губы нос Николая Васильевича имел не римский — ровный, как на рисунке Пушкина — профиль, а видимую на конце перед ноздрями горбинку. Стоит только взглянуть на посмертную маску писателя, которую я приводил. Художники могли субъективно подходить к образу писателя, но маска-объективна, как и фотографии. Хорошо, что Гоголь дожил до появления дагерротипа.

Марта: Да, дагерротип мы здесь уже видели. И маску тоже. Спасибо Вам, уважаемый Саша! Сегодня нашла замечательный, не виданный мною ранее, портрет З.А. Волконской: Он вам знаком?

Зизи: Я тоже не видела такого портрета З. Волконской. Она напомнила мне императрицу Александру Федоровну в ее любимом Коттедже!

Марта: Неужели это не она? Что ли, получается "поздравляю вас соврамши"?

Зизи: Марта пишет: Неужели это не она Нет, это не императрица! Просто мне показалось, что портреты похожи!

Марта: Аннет Это, кажется, уже было?

Анет: Марта пишет: Это, кажется, уже было? Я его видела, но не на форуме. Спасибо за внимание, добрейшая Марта

Марта: ... из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас..... Это А.П. Струйская в пожилом возрасте.

Зизи: Спасибо, дорогая Марта! Как хорошо Вы придумали: портрет и стихи! Спасибо, спасибо. И Струйская хороша, хоть и в пожилом возрасте. А чепчик на ней какой изумительный!

Марта: Да, чепчик что надо! Подойдет на ветку о моде. Давно я уже не видела хорошей копии портрета Струйской. Чтобы было видно, что "ее глаза, как два тумана, полуулыбка, полуплач". И дальше - "полувосторг, полуиспуг". Надо смотреть только портрет.

Зизи: У Пушкина есть стихи, которые как нельзя лучше подходят к сегодняшнему дню. Ведь сегодня день рождения у нашей МАРТЫ ( с чем мы ее дружно и поздравляем на соответствующей ветке). А вот кому адресованы эты стихи? И кто эта барышня, на которую А.С. возлагает свои надежды? М.Е. ЭЙХФЕЛЬДТ Ни блеск ума, ни стройность платья Не могут Вас обворожить; Одни двоюродные братья Узнали тайну Вас пленить! Лишили Вы меня покоя, Но Вы не любите меня. Одна моя надежда - ЗОЯ: Женюсь, и буду Вам родня.

бык: Эйхвельд Мария Егоровна (урожд. Мило) (1798-1855) - гречанка, жена (до января 1831 г.) И. И. Эйхвельда, знакомая Пушкина по Кишиневу. Пушкин, как и его приятель Н. С. Алексеев, ухаживал за Эйхфельд М. Е. Ей посвящены стихи: : «Ни блеск ума, ни стройность платья» (1821); «Еврейке», «Христос воскрес, моя Ревекка!» (1822); «Еврейкой» и «Ревеккой» Э. была прозвана за сходство с Ревеккой В. Скотта («Айвенго»). Зоя Мило - сестра М.Е. Эйхфельд (Эльфельдт) Иван Иванович (р.?-1831) - Немец, горный чиновник, жил в Кишиневе. Пушкин встречался 17.IV.1822 г. с Эйхфельдтом за столом у Инзова, вел с ним спор, касавшийся торговли и философии. Из статьи А. Штаркмана "Пушкин, Кишинев, евреи". В «Книге воспоминаний о Пушкине» издания 1931 года автор М. А. Цявловский разгадал имя таинственной еврейки (Иисус воскрес, моя Ревека…), ею была Мария Эйхфельдт, рождённая Мило. Ни блеск ума, ни стройность платья Не могут вас обворожить; Одни двоюродные братья Узнали правду вас пленить. Лишили вы меня покоя, Но вы не любите меня. Одна моя надежда Зоя: Женюсь и буду вам родня. Еврейка, она и любовница его друга Алексеева, и плод воображений поэта на протяжении многих лет. 1 декабря 1826 года, из Пскова в Кишинёв Алексееву Н. С.: «Не могу изъяснить тебе моего чувства при получении твоего письма. Твой почерк, опрятный и чопорный, кишинёвские звуки, берег Быка, еврейка, Соловкина, Калипсо. Милый мой, ты возвратил меня Бессарабии! Я готов доныне идти по твоим следам, утешаясь мыслию, что орогачу друга». На языке, тебе невнятном, Стихи прощальные пишу; Но в заблуждении приятном Вниманья твоего прошу: Мой друг, доколе не увяну, В разлуке чувство погубя, Боготворить не перестану Тебя, мой друг, одну тебя. На чуждые черты взирая, Верь только сердцу моему, Как прежде верила ему, Его страстей не понимая. Что это за язык «невнятный»? Еврейка – в начале пребывания Пушкина в Кишинёве. Она же Гречанка и Иностранка – после Каменки, «Я стал умён, я лицемерю». Мария Григорьевна Эйхфельдт, рождённая Мило, согласно воспоминаниям Горчакова, рано вышла замуж за «довольно странного человека, до того заклятого нумизматика, что несравненно больше занимался он старыми монетами, чем молоденькой женой и, наконец, нумизматик до того надоел жене своей…». Шестнадцать лет, невинное смиренье, Бровь тёмная, двух девственных холмов Под полотном упругое движенье, Нога любви, жемчужный ряд зубов… Зачем же ты, еврейка, улыбнулась И по лицу румянец пробежал? Нет, милая, ты право обманулась: Я не тебя, - Марию рисовал. «В обществе, - как охранная стража, - её окружали родственники: то Алеко, то Тодараки, то Костаки. Все эти господа считались двоюродными братьями Марии Эйхфельд», то есть евреями, и Пушкин среди них. В марте 1823 года Пушкин в письме к Вяземскому упоминает стихотворение «Христос воскрес», датированное апрелем 1821. Христос воскрес, моя Ревека! Сегодня следуя душой Закону бога-человека, С тобой целуюсь, ангел мой. А завтра к вере Моисея За поцелуй я не робея Готов, еврейка, приступить – И даже то тебе вручить, Чем можно верного еврея От православных отличит. Не имеет значение, кто она, кишинёвская Ревека, но ясно, что она еврейка. Не будет искать лазейки, чтобы опровергнуть Пушкина. Он никогда не лгал своей музе и хорошо знал любовные традиции еврейских женщин.

бык: Посмотрел по ТВ "Культура" фильм о Гоголе. В этой серии рассказывали о годах его учебы в Полтаве и Нежине. Показали, кстати, портрет Гоголя-подростка, на котором он изображен В ОЧКАХ!!! Внимание тех, кто сомневался!!! Пишем оп ровержение???

Марта: Читала интервью с А. Девотченко, актером, который читает в фильме о Гоголе отрывки из писем. Он говорит о главной мысли фильма. Хотя Гоголь и дорожил мнением читателя, но вовсе не читатель был его высшим судом. Он сам оправдывался перед Богом своей жизнью, своим стремлением к "личному совершенству". Девотченко планирует снять с режиссером этого фильма (В. Спиридоновым) фильм по его моноспектаклю "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом".



полная версия страницы