Форум » 1830-е годы » Пушкинский Петербург (продолжение) » Ответить

Пушкинский Петербург (продолжение)

Cаша: В последнее время прихожу к мысли, и Вы, друзья, вероятно, тоже задумываетесь,что множество очень ценных сведений, мыслей, идей, которыми мы делимся, пропадает в темах второстепенных или в несоответствующих заявленной тематике разделах. "Пестрота", в которой пока невозможно найти желаемое, из-за несовершенства механизма поиска(выдача по запросу действует только на одну страницу), заставляет отслеживать содержание темы и, по возможности, строго придерживаться этого. Поэтому тема пушкинского Петербурга, рассказ об адресах, непосредственно не связанных с проживанием Пушкина и с 1830-ми годами, нам необходима.

Ответов - 121, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

AlexeyTuzh: Часто вспоминают пушкинский комментарий к неудачным иллюстрациям к его "Евгению Онегину", но никто, по-моему, не задумался над "маршрутом" их движения! Вот строчки: Вот перешед чрез мост Кокушкин, Опершись ...... о гранит, Сам Александр Сергеич Пушкин С мосьё Онегиным стоит. А вот картинка (как хотел её увидеть сам поэт в письме к брату): А теперь задумайтесь: какое расстояние от Кокушкина моста до Дворцовой набережной напротив Петропавловки! Что у них был за маршрут вдали от Невского? Они же через мост "перешли". И куда потом направились?

Таша: Любимая мною неразгаданная загадка пушкинистов (многие ее просто обходят в своих комментариях) с двумя предполагаемыми ответами: 1) либо Пушкин пожертвовал здесь правдой ради рифмы; 2) либо мы что-то недопонимаем. Думаю, что именно второе, хотя многие склоняются к первому варианту (лучше обвинить гения в том, что он ошибся, чем себя - любимых - в каком-то незнании ) У меня пока одно предположение: для Пушкина Кокушкин мост - обозначение границы между центральным районом столицы и Коломной, откуда они с Онегиным пришли к Неве. Конечно, не самое удачно обозначение таковой границы, но надо учитывать, что в данном случае мы имеем дело с эпиграммой! Интересно: а Старк как-то комментирует эту эпиграмму? (у меня его труда нет, потому не ведаю). Набоков упомянул ее в своем комментарии к строкам "С душою, полной сожалений,/ И опершися о гранит...", но объяснил только, что мост находится на Екатерининском канале, что и так понятно.

AlexeyTuzh: Я тоже стою на второй версии. В комментариях даже не смотрел, это же не часть "ЕО", но посмотрю. За Кокушкиным мостом вообще интересная часть Санкт-Петербурга пушкинских времён, но вопрос даже шире: "А что могли обсуждать друг с другом молодой Александр Сергеевич и Евгений Онегин? Театр и актрис? Методы прожигания жизни? Поэзию? О чём говорить-то им друг с другом?".


Таша: "Онегин - добрый мой приятель". Следовательно были у них общие темы для разговора. Пушкина интересовало ВСЁ: и актрисы, и театр, и книги, и политика... За что-то же полюбила его (Онегина) Татьяна! Не за педантизм же ?! Кстати, педант в онегинском контексте мне также не дает покоя. Кто-то рассматривает это как синоним человека с апломбом, показной учености. Но как с таким педантизмом сочетается легкий "счастливый талант" "коснуться до всего слегка"?

AlexeyTuzh: Путь пешком от Кокушкина моста до Дворцовой набережной - больше часа, даже бодрым шагом. Что-то они должны были обсуждать, раз такая иллюстрация была так важна для Пушкина. P.S. Рассмешила "первая" версия - уж у кого у кого, а у Пушкина никогда не было проблем с рифмами! P.S.S. Он эти стихи написал на Кавказе на полях "Невского Альманаха", принадлежавшего И.И. Пущину, может быть "Кокушкин мост" был как-то связан с его другом?

Таша: Больше часа - это Вы загнули! В том районе я выросла и хорошо помню, что если, перейдя мост, идти прямо по Столярному переулку, затем немного направо по Казанской и свернуть в Новый переулок (в XX веке он стал именоваться пер. Антоненко), то уже через четверть часа выйдешь на Синий мост, от которого еще четверть часа - и Вы у Невской набережной. Автограф не сохранился, поэтому трудно судить, кому именно стихи адресованы. Мемуаристов же - море Вы, конечно, имели в виду не Ивана, а Михаила Пущина... А по поводу пушкинских рифм специалисты не столь оптимистичны: нередко слышу от них именно такое мнение (речь не о проблемах Пушкина, а об определенной его небрежности, которую он не находил зазорной, в особенности в эпиграммах).

AlexeyTuzh: Начну с конца: 1) Не замечал у него в эпиграммах "небрежностей". Примеры есть? 2) А я не помню на память, кого из братьев перевели из ссылки на Кавказ. Сейчас посмотрел в Интернете - да, Михаила! Сорри! Кстати, как-то не обращал на это внимания, а зря! 3) Мы от Сенной площади до того места, где любил стоять император Александр I и Пушкин с Онегиным, шли больше часа, это же не просто Дворцовая набережная, а та её часть, что уже напротив Петропавловки. Шли через памятник Петру I, возможно действительно вдоль Адмиралтейства короче, но не намного. Но Вам там виднее!

Таша: Если говорить о знакомых Пушкина, которые жили неподалеку от Кокушкина моста, то можно вспомнить о Каховском и его аресте в отеле "Неаполь", что у Вознесенского моста (Каховский жил в "Неаполе" с конца 1824 года)... Можно прочитать эти строки (если они, действительно, написаны для Михаила Пущина), как намек на какую-то близость Онегина к декабристскому кругу (в этом контексте и крепость звучит иначе) на этом рисунке Ф. Баганца начала 1860-х годов гостиница "Неаполь" показана слева на противоположной от зрителя стороне канала: тянется от левого края рисунка до самого Вознесенского моста. "Наш" Кокушкин мост находится за спиной художника Конечно, логичнее было бы прочитать, что Онегин следовал от гостиницы к Неве прямо через мост по Вознесенскому проспекту, но это было бы слишком в лоб. А крепость была хорошо видна и от Адмиралтейской набережной. При Пушкине Дворцовый мост ее не закрывал Рифмы приводить не хочется - скучно: Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости. По-вашему эта тавтология удачна? А рифма "тайком-альбом"? Но красоты воспоминанье Нам сердце трогает тайком, - И строк небрежных начертанье Вношу смиренно в ваш альбом. Про "розы-морозы" вообще говорить не приходится

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! В первом случае - даже моя мама (математик) в моём глубоком детстве (мне и шести не было) в поликлинике, чтобы меня успокоить, читала мне "Царя Салтана" и объясняла, что "гости" - это купцы, а звать "в гости" - приглашать! Тогда же она мне рассказала, что "гости" съезжались на ярмарку на площадь перед церковью (храмом), потому что это в любом населённом пункте было самое оживлённое и "доходное" место. И из-за близости к храму противоположную от него сторону стали называть "погост", где хоронили почётных граждан и священников. Так от слова "гость" возникло слово "погост". Я думаю, что Пушкин также чувствовал лексическую разницу между двумя омонимами, и улыбался, когда писал эту рифму. Во-втором случае - прекрасная рифма, если учесть, что он её писал в альбом Катеньки Ушаковой. Я бы ей ещё не такое туда написал! Но я не литературовед, я - читатель, получается ещё с шестилетнего возраста! P.S. Оба примера - не эпиграммы! Но повторюсь, я не литературовед!

Таша: Между розами и морозами тоже есть некоторая разница , но рифма все же плохая !

AlexeyTuzh: Розы и морозы - не омонимы. Как раз лексическая разница в омонимах (если она есть!) и делает плохую рифму хорошей. ИМХО.

Таша: Можно и эпиграммы, но, увольте меня: это СКУЧНО! Не стоит ломиться в открытую до нас дверь Вот карапузик наш, монах, Поэт, писец и воин; Всегда, за все, во всех местах Крапивы он достоин… Внук Тредьяковского Клит гекзаметром песенки пишет, Противу ямба, хорея злобой ужасною дышит; Мера простая сия все портит, по мнению Клита, Смысл затмевает стихов и жар охлаждает пиита. Спорить о том я не смею, пусть он безвинных поносит, Ямб охладил рифмача, гекзаметры ж он заморозит. Бывало, прежних лет герой, Окончив славну брань с противной стороной, Повесит меч войны средь отческия кущи; А трагик наш Бурун, скончав чернильный бой, Повесил уши. Раевский, молоденец прежний, А там уже отважный сын, И Пушкин, школьник неприлежный Парнасских девственниц-богинь, К тебе, Жуковский, заезжали, Но к неописанной печали Поэта дома не нашли — И, увенчавшись кипарисом, С французской повестью Борисом Домой уныло побрели… Мы пили — и Венера с нами Сидела, прея, за столом. Когда ж вновь сядем вчетвером С <блядьми>, вином и чубуками? ....Я же грешную дыру Не балую детской модой И Хвостова жесткой одой, Хоть и морщуся, да тру. Судьба свои дары явить желала в нем, В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род — с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой. Подобный жребий для поэта И для красавицы готов: Стихи отводят от портрета, Портрет отводит от стихов.

AlexeyTuzh: Что-то я не чувствую плохих рифм в этих эпиграммах! С таким же успехом можно раскритиковать "Домик в Коломне" Пушкина и "Аул Бастунджи" Лермонтова. Слава Богу, они сами во вступлении всё сказали, а так кто-то ретивый раскритиковал бы даже: – "Узнаю, маменька". И вышла вон, Закутавшись. (Зима стояла грозно, И снег скрыпел, и синий небосклон, Безоблачен, в звездах, сиял морозно.)

AlexeyTuzh: Полез вот в этот путеводитель по Музею А.С. Пушкина на Мойке, 12: и на стр. 63 обнаружил "раскрашенную гравюру" с видом на Дворцовую площадь во время парада по случаю установления Александровской колонны: Во-первых, изображение явно перевёрнуто зеркально по горизонтали! Шпиль Петропавловской крепости должен быть справа, а сад вокруг Адмиралтейства - слева. Это сразу бросается в глаза. Должно быть вот так: Во-вторых, расположение войск отличается от картины Чернецова, посвящённой тому же событию. Но во время парада войска могли перемещаться, это нормально. Нет у кого-нибудь "нормальной" репродукции этой гравюры в хорошем разрешении?

AlexeyTuzh: Ну хотя бы где была опубликована ещё эта литография, кто-то может подсказать? Шепелевский дом хорошо виден.

Таша: При случае постараюсь выяснить в наших фондах.

Зизи: Фотография из интернета, написано, что сделана перед войной (т.е. 1940-41 гг.)

AlexeyTuzh: На выставке в Эрмитаже, посвящённой Эрмитажу Екатерины II - очень хороший план Старого Эрмитажа и дома Шепелева. В каталоге он есть.

Зизи: Место дуэли Пушкина. 1898 г.

Кот: Ни разу не видел. Спасибо, уважаемая Зизи!



полная версия страницы