Форум » 1830-е годы » Пушкинский Петербург (продолжение) » Ответить

Пушкинский Петербург (продолжение)

Кот:

Ответов - 298, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

AlexeyTuzh: Далее интересно: "Один из шкафов делил кабинет на две части; у окна располагался стол-секретер, на другой стороне комнаты – по краям мраморного камина – стояли диван и кресла для гостей. Именно таким выглядит кабинет Жуковского на картине, исполненной в 1830-х годах учениками известного художника А.Г. Венецианова – Г. Михайловым, А. Мокрицким и другими". Не совсем понял фразу "один из шкафов делил кабинет на две части..."? Может быть одну капитальную стену всё-таки снесли? А на её месте возвели "тонкую" (в один кирпич) и это именно та стена, что видна на заднем плане картины? Это был двухсторонний шкаф-библиотека с межкомнатной дверью? В общем, загадки пока остаются! Нужно найти и прочитать источники. Плюс, надеюсь, скоро придёт монография об И.Е. Старове.

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Это все интересно, но желательно искать первоисточники. Ведь и слова о сносе одной перегородки, и о шкафе, который делил комнату пополам, принадлежат самой Р.В.Иезуитовой. Это - ее построения на основе опубликованного ею плана третьего этажа (что само по себе очень важно) и картины. Что касается акварели Садовникова, то, явно, флигель манежа на нем еще - в первозданном виде. Во-первых, нужно уточнить, в каком именно году он был разобран. Во-вторых, похоже, что на акварели запечатлен не будний день, а какое-то общественное мероприятие. Нет ли чего-нибудь по этому поводу? По поводу генералов, живших в Шепелевском дворце, то я понимаю так, что речь идет о временном проживании приезжих генералов, а не о постоянном проживании генералов, служащих в Петербурге. Что касается автора панорамы, то мне тоже казалось, что это скорее должен быть Никанор, но почему-то везде называют его брата.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Абсолютно со всеми Вашими доводами согласен. По В. Садовникову у меня была книжка - посмотрю. Вообще, наши художники, которые рисовали Зимний дворец и его интерьеры, обязательно добавляли фигуры, в отличие от Премацци и Гау. Поэтому это может быть не какое-то событие, а просто желание художника "оживить" картину. Про генералов... Чтобы сделать из дворца гостиницу - требуется штат... Боюсь, часть Зимнего дворца не подходит для этой роли. Но опять же - посмотрю свои записи.


Кот: Насчет "оживления" пейзажей человеческими фигурами - это, конечно, вполне возможно, но как-то странно размещены у Садовникова люди, и они, явно, не просто гуляют по площади, а как будто наблюдают что-то.

AlexeyTuzh: Вообще говоря, в Эрмитаже сохранилось более 300 акварелей разных художников с видами залов Зимнего дворца и его наружных видов, сделанных по заказу императора Николая I. Из них опубликовано - менее половины (чаще всего перепечатывают одни и теже, что уже были приведены в книге А.Н. Воронихиной (причём с её многочисленными ошибками в комментариях)). Во времена Николая I к каждой акварели было описание, так как большинство из них входило в увраж. При публикации, к сожалению, эти описания опускаются... Даже в каталогах выставок Луиджи Премацци и Василия Садовникова, проходивших в Эрмитаже, их не было! И кстати, Раиса Владимировна Иезуитова (автор книги "Жуковский в Петербурге"), доктор филологических наук, вроде бы (по данным из Интернета) - заместитель директора по научной работе Всероссийского музея А.С. Пушкина. Может быть у кого-нибудь будет возможность спросить непосредственно у неё - на основании каких документов она делала свои выводы? И где эти источники можно найти?

Таша: Раиса Владимировна сейчас на плановой операции. Придется подождать...

AlexeyTuzh: Выставка Василия Садовникова была не в Эрмитаже, а в Русском музее. Но этой акварели (акватины) на ней не было (нашёл у себя каталог). Ещё поищу. Вот, попалась интересная статья: http://www.alfaret.ru/about/84.pdf Надо бы собрать все эти альбомы, наверняка многие уже оцифрованы.

AlexeyTuzh: Нашёл у себя альбом Василия Садовникова "Виды Петербурга", Ленинград, "Аврора", 1970. Всё чётко и ясно под нашей акварелью (№1 в альбоме): "Подпись справа в нижнем углу: Садовниковъ, 1839". Кстати, на акварели №3: видно как выглядел угол Флигеля Манежа!

Марта: Дорогая Таша, быстрейшего выздоровления Раисе Владимировне!

Кот: Присоединяюсь к пожеланиям уважаемой Марты! А по поводу флигеля манежа: этот угол не противоречит тому, что изображено на панораме Чернецова.

Таша: О! Она уже выздоровела и приступила... Только я в таком загоне от навалившихся дел, что поговорить о посторонних вещах некогда. Но помню.

AlexeyTuzh: Я не спорю! Просто его на этой акварели хорошо видно. Я ещё одну очень хорошую литографию нашёл с комплексом зданий Шепелевского дворца, которую редко публикуют. Постараюсь на днях её отсканировать и выложить...

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Я не имел в виду спорить. Наоборот, я хотел сказать , что акварель и панорама хорошо подтверждают друг друга.

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Оказывается, Никанор Чернецов с 1833 г. по 1837 г. был на юге, в Крыму, так что панораму все-таки , действительно, рисовал Григорий.

AlexeyTuzh: Никанор, по приглашению князя Михаила Семёновича Воронцова, приезжал на юг неоднократно с 1833 по 1837 год, но не жил там постоянно. В Санкт-Петербурге он тоже работал и именно у Монферрана. Есть много его датированных работ с видами Санкт-Петербурга этого периода. К тому же братья старались путешествовать совместно. Мало сведений, к сожалению, сохранилось... Я поищу, где-то была дореволюционная монография о братьях Чернецовых.

Кот: Да, надо уточнять.

AlexeyTuzh: А это случайно не интерьер апартаментов В.А. Жуковского в Шепелевском дворце?

Кот: А это - что? Где? Когда?

AlexeyTuzh: Это рисунок якобы 1832 года: "В.А. Жуковский на диване"!

Марта: Это рисунок Е.Рейтерна.



полная версия страницы