Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной (продолжение) » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной (продолжение)

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 74, стр: 1 2 3 4 All

Саша 2: Наиболее важные аргументы Е.И.Гавриловой включены ею в статью. По поводу этого портрета, я писал в свое время Рожновым (о чем и вспоминать не хочу через столько лет)...Все божья роса.. Аргументы Гавриловой(Галушко-именно она указала на "загробную тень" и заразила идеей..) малоубедительные, некоторые - просто не соответствуют действительности. Мне кажется это Воронцова-Дашкова или другая дама.

Кот: Спасибо большое Александру II (Саше 2) за воспроизведение статьи Гавриловой (если кто-то не успел сориентироваться, то ответ уважаемого Саши со статьей Гавриловой остался на предыдущей "закрывшейся" веточке "Портреты Н.Н.Пушкиной"; посмотреть -то ее там можно). Я и предположить не мог, что моя, как я сам считал, надуманная экзотическая гипотеза оказывается практически полностью совпадающей с утверждением Гавриловой. Но не думаю, что это можно воспринимать всерьез.

Таша: Спасибо, дорогой Саша. Это всё? Или статья, как и закрывшаяся ветка, оборвалась на полуслове? Не будь этой статьи, никогда бы не подумала, что искусствоведы в ГРМ руководствуются аргументами типа: "продолговатый, сужающийся к круглому подбородку овал лица, высокий лоб, прямая линия бровей над прозрачными светло-карими глазами, античный очерк носа и легкая неопределенность взгляда". С такого рода неопределенностими не поспоришь ! Оосбенно узнаваемым, оказывается, является "что-то кроткое и утонченное в лице”, “меланхолическое и тихое выражение», царственная стать". Бред! Кроме шаткого аргумента в виде никому не ведомого древнееврейского костюма, нет ничего даже отдаленно напоминающего серьезную работу искусствоведа Ну и особенно покорила в атрибуции "баснословно тонкая талия при роскошно развитых плечах и груди”. Куда уж бедняжке А.К.Воронцовой-Дашковой до таких характеристик! Нет слов и по поводу суждения о том, что венценосный заказчик зачем-то диктовал художнику тень Пушкина, а также почему-то потребовал "перекрасить" волосы красавицы. Чесное слово, я в полном недоумении: неужели у них ТАК делаются переатрибуции??????????????????????? Многоуважаемый Зануда, а Вы-то что отмалчиваетесь? Или поверили-таки специалисту из ГРМ? Послушайте! А не 1 апреля была тиснута в печать эта статейка?


Зизи: Саша, огромное спасибо за статью Гавриловой! А то, действительно, бы думали, что там приведены весомые аргументы. А так.... эта история напомнила мне "договоренность" пушкинистов по поводу того, встречал ли Пушкин арбу с телом убитого Грибоедова или нет? Договорились и... вычеркнули этот эпизод из жизни Пушкина вообще! И ни у кого никаких сомнений! Никаких вопросов и многоточий... А мы ИХ поставим... Кстати, я тоже пыталась найти статью в интернете, но кроме содержания номеров 50-51 мне ничего не выдавали. Но в этих же номерах опубликована еще одна любопытная статья - Екатерина Павлова. Неизвестный портрет А.О.Смирновой-Россет. (О "Портрете неизвестной молодой женщины в итальянском костюме" Ф.Агриколы, 1837 г.) Как теперь относится к этому? Дорогой Саша! Вся надежда на Вас!!! И объясните мне, наконец, почему все пишут фамилию Смирнова через дефис с Россет? А.О. что - получила разрешение так именоваться? А муж ее тоже Россетом стал? Я устала бороться с народом, который начитался книг с таким именованием бедной А.О.

Natalie: Так! К портретам НН уже и СМИРНОВА присоседилась?!!!!! Это уж слишком Все желающие отправляются на ветку современников!!!!!!!!

Зизи: Бегу, бегу вместе со своим вопросом! Улетела.... Только ответьте, пожалуйста!

Кот: Уважаемая Таша, я посмотрел статью Гавриловой непосредственно в журнале - Саша привел ее полностью! Добавить к этому нечего!

Зануда: Дорогая Таша, я отмалчиваюсь не потому, что поверил в атрибуцию Гавриловой. Нет, должен признаться: мне никогда не импонировали атрибуции искусствоведов ни ГРМ, ни Эрмитажа, ни ГМП, ни отдельно взятой Чижовой с сопоставлением разрезов глаз, острых или "тяжелых" подбородков, поп, грудей и пр. пр. Я слишком мало образован для понимания всего этого. Ну, а причины явных несоответствий, которые были замечены на форуме - цвет волос, например, - авторы подобных атрибуций всегда найдут как обосновать. Фантазия у них неуемная.

Саша 2: Давайте посмотрим в глаза избранницы Пушкина на портрете Гау 1844 г. Не удивились? А как же акварель Брюллова и дневник Долли Фикельмон: "глаза зеленовато-карие,светлые и прозрачные"? Поэтому, изучая иконографию Н.Н., давно сделал для себя вывод: Не верь глазам своим,а верь документами и еще раз глазам.

Саша 2: Зизи пишет: действительно, бы думали, что там приведены весомые аргументы. Вот-вот! Так и модель "Вирсавии", созданной в 1832 г., можно было бы переатрибутировать.

Таша: Дорогой Саша! Вы привели глаза еще одного весьма спорного, хотя и приобретенного Эрмитажем, портрета Н.Н.!!!!!!!!

Саша 2: Да, да, дорогая Таша! Совершенно верно. Любопытно, что именно его использовала Е.И.Гаврилова для переатрибуции портрета Воронцовой-Дашковой. А копию с портрета 1844 г. заказали для музея в Полотняном заводе, перед его открытием. На аукционе Кристи без каких-либо колебаний приводилось имя изображенной.Вот так и попадают предполагаемые изображения в разряд абсолютно бесспорных.

Марта: Много портретов Воронцовой-Дашковой А.К. можно найти здесь (в т.ч. и портрет, о к-м говорили выше, как о предполагаемом портрете Н.Н.) : http://altina-augusta.livejournal.com/58862.html http://divina-augusta.livejournal.com/1833.html http://www.liveinternet.ru/users/ludiko/post137821621

Зизи: Спасибо, дорогая Марта! В Вашей последней ссылке последний портрет - курносенькая барышня в голубом - разве это А.К. Воронцова-Дашкова? Ой, будут ругать меня за мой вопрос! Я переношу его на ветку о современниках!

Natalie: ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ, УВАЖАЕМАЯ ЗИЗИ! СПАСИБО!

Зизи: Сегодня обратила внимание, что вот под этим портретом Н.Н. работы И.К. Макарова часто написано: "После 1863". Почему? Он что - посмертный? Или это ошибка?

Марта: Может, это по фотографии?

Кот: К сожалению, ничего сказать не могу.

Зизи: Нет, это не портрет "с фотографии", уважаемая Марта! Думаю, что это все-таки ошибка не компетентных (или просто нечистоплотных) редакторов. Сегодня увидела и такую подпись: "Последний прижизненный портрет", что больше похоже на правду. Жаль, что наша Таша уехала. Она бы все прояснила!

Марта: Уважаемая Зизи, "с фотографии" и "по фотографии" - разные вещи. "По фотографии" - это тогда, когда перед художником лежит фотография или слайд, и на этой основе он создает портрет. "С фотографии" - снимок с фото. Я пишу "по фотографии". Есть фотография Н.Н.Ланской, по которой, возможно, и был позже сделан портрет. Есть такой вид искусства - портрет по фотографии. По-эстонски это называется "слайдовое искусство".



полная версия страницы