Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной (продолжение) » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной (продолжение)

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 74, стр: 1 2 3 4 All

Зизи: "Н.Н. Пушкина с дочерью Машей. 1841 год". Худ. Переяславец Мария

Марта: Это по рисунку Натальи Ивановны Фризенгоф, из Михайловского.

Зизи: И, кстати, рисунок был сделан в альбоме Натальи Николаевны.


барышня-крестьянка: Надя Рушева

Зизи: Мы когда-то хотели целую ветку посвятить Наде Рушевой... Почему этого не произошло, не понимаю?

Зизи: Предлагаю вашему внимаю еще один портрет Н.Н. работа художника К.И. Лаша (1856) и ссылку на статью в журнале "Наше наследие" (2009). Наверное, я что-то пропустила, потому что вижу этот портрет впервые. Никогда не знала, что Лаш писал портрет Н.Н. А на форуме его, наверное, обсуждали click here

Кот: Уважаемая Зизи, по-моему, этот портрет у нас на форуме не воспроизводился, но ссылка на статью в "Нашем наследии" была (по-моему, при обсуждении ошибочной атрибуции Рожновыми одного из макаровских портретов как портрета работы Лаша).

Марта: Да, об этом уже писали. Разговор начал, если не ошибаюсь, Саша 2.

Саша 2: Зизи пишет: Мы когда-то хотели целую ветку посвятить Наде Рушевой... Почему этого не произошло, не понимаю? Месяц назад познакомился с близкими друзьями матери Нади-Натальи Дойдаловны. Она жива и передает привет всем, кто помнит ее дочь. В следующем году Наде Рушевой исполнилось бы 60 лет.

Саша 2: Марта пишет: Разговор начал, если не ошибаюсь, Саша 2 Да, где-то выше уже говорилось об этом портрете и номере "Нашего наследия".

Кот: Неужели 60-летие Нади Рушевой никак не будет отмечено? Во всяком случае, не помню, чтобы отмечалось ее 50-летие. А надо бы отметить. Может быть, какой-нибудь выставкой в музее или в библиотеке?

Саша 2: Уважаемый Кот, периодически рисунки экспонируются. Не так давно коллекцию рисунков Нади, которые хранятся в ВМП, вывозили в Финляндию на выставку.

Кот: Выставки, конечно, устраиваются. Но юбилей-то надо бы отметить особо - большой выставкой и не где-нибудь в Финляндии.

Зизи: Саша 2 пишет: коллекцию рисунков Нади, которые хранятся в ВМП, вывозили в Финляндию А это были подлинники? Не копии? Потому что в Эстонию возили копии. И это было не очень симпатично со стороны дирекции музея. А насчет открытия выставки в музее, я полностью согласна с уважаемым Котом. Разве можно пройти мимо такой даты?

AlexeyTuzh: А с Сашей 2 уже удалось встретиться? Меня очень волнует фотография из Бродзян в скопированном мной "Пушкинском празднике", на которой Наталья Николаевна и её сестра Александрина в окружении их дочерей. Она была где-то ещё опубликована? Я её ранее нигде не встречал! Она до сих пор хранится в Бродзянах? И вообще - путеводитель по этому музею есть или пока нет?

Таша: С Сашей увиделись только сегодня, но в гостях, поэтому все Ваши подарки, уважаемый Алексей, остались в доме на Мойке. Завтра получим. О бродзянском каталоге ничего не слышала. А фотографии Н,Н. и А.Н. бродзянского периода хранятся также и в фондах нашего музея. Но мы редко извлекаем их на свет Божий

Саша 2: Уважаемый Алексей! Спасибо ПРЕОГРОМНОЕ за прекрасные подарки! Статья о Бродзянах в "Пушкинском празднике" 1983 г. служила анонсом книги Агнии Кузнецовой "Моя мадонна", вышедшей спустя год в издательстве "Советский писатель". Все фотографии из "Пушкинского праздника"как раз и были помещены в сей книге супруги Председателя правления Союза писателей СССР. Групповая фотография Н.Н. и А.Н. с дочерьми бытует в иконографии Н.Н. под названием "На память о Швальбахе".

AlexeyTuzh: Саша 2, Спасибо большое за комментарий! Книжку найду! А какого года эта фотография? И есть ли расшифровка: кто на ней и где из дочерей? Красивая фотография! Так это художественная книга? Три повести?

Саша 2: Алексей, так и есть - художественные произведения о Пушкине, c вкраплением в повествование эпистолярия Пушкина и семейства Гончаровых. Групповая фотография датируется 1861 г. Если рне ошибаюсь, еще Н.А.Раевский ее описывал, указывая на двух сестер, и детей: дочь Александрины и девочек Ланских.

AlexeyTuzh: Саша 2, Спасибо! Как раз в фильме "Пушкин. Последний акт" был Николай Алексеевич Раевский! Эх, опять ехать на дачу за его двухтомником... А по-крупнее эта фотография где-нибудь публиковалась?



полная версия страницы