Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Кот: Он там просто в составе художественной коллекции, а не потому, что Жуковский имел какое-то отношение к этому дворцу? А чьей работы портрет?

AlexeyTuzh: Это комната немецких романтиков. Просто забавно - в следующем зале как раз копии картин Рафаэля, которые были выполнены для немецких королей в эпоху королевы Луизы и её мужа Фридриха Вильгельма III. Вот, например: Романтизм... Портрет работы Франца Крюгера. В этом замке несколько портретов В.А. Жуковского и нашего царя Петра I. Очень популярные были личности в Германии!

Марта: Почему же не быть! Жуковского многое связывало с Германией. Тут много можно рассказать. Но это всё известно. Уважаемый Кот, если правильно помню, это портрет работы Гильдебрандта.


Кот: Спасибо, уважаемая Марта!

барышня-крестьянка: Марта пишет: Не более привлекательно описывает его внешность и М.Ф.Толстая а я не согласна с вами.Каменская пишет (стр.208) о бледном худом лице Кукольника.при этом умном и добром,которое ей сразу понравилось.не случайно же она в него влюбилась с первого взгляда.да,она и о большом носе пишет.Но в целом у меня сложилось впечатление как об очень симпатичном и привлекательном человеке. я имею в виду его внешность.

Марта: Не могу Вам ответить. Признаться, я даже не помню, когда об этом писала. А пересматривать все сообщения нет времени. Вот если бы Вы были так любезны и указали число, когда это было написано.

барышня-крестьянка: всего-то тремя сообщениями выше

AlexeyTuzh: Да, очень похож на портрет работы Гильдебрандта! Только какой-то укороченный. Видимо, закралась ошибка в ярлычок в музее. Или по какой-то причине Крюгер сделал копию. Или Гильдебрандт сделал ростовой портрет на основании работы Крюгера. Надо будет разобраться и с этим портретом!

Марта: В.А. Жуковский. Портрет поясной. Литография А. Минстера с портрета Франца Крюгера. Б.д. 13 x 16. СПФ АРАН. Р.X. Оп.1-Ж. Д.13. Л.1.

AlexeyTuzh: Осталось догадаться, какой из портретов был самым первым! И чей! Но если в Шарлоттенбурге действительно Франц Крюгер (например, надпись на обороте или инвентарный номер XIX века), то тогда он был первым, а с него уже потом перерисовывали другие художники...

Марта: Может быть, уважаемый Алексей Tuhz, это может Вам пригодиться. Гильдебрандт Этот портрет на фронтисписе из Собрания сочинений В.А.Жуковского Памятник Жуковскому в Остафьево (1913) выполнен на основании портрета Ф.Крюгера. У Крюгера Жуковский был в августе 1833 года.

Таша: Кажется об этом портрете есть замечательная подробная статья (не знаю автора) из еженедельника "Эхо планеты" за 2000 год. Статья ЗДЕСЬ. Но фрагмент из нее привожу тут: Самым известным и часто репродуцировавшимся изображением Жуковского этого периода стал портрет, исполненный в 1843 году в Дюссельдорфе немецким художником Теодором Гильдебрандтом. На этом холсте 60-летний поэт изображен в три четверти оборота с орденом святой Анны 1-й степени на правой стороне груди. Замечу, что заслуги Жуковского были отмечены множеством орденов, в том числе иностранных. Однако, позируя Гильдебрандту, Василий Андреевич выбрал один, самый ценный как в прямом, так и переносном смысле этого слова. 1-я степень святой Анны давала поэту право на пожизненное получение жалованья, установленного для него при дворе, а это было по тем временам целым состоянием - 25 тысяч рублей в год. Жуковский продолжал исправно получать эти деньги и после того, как перебрался в Германию. Однако, как выяснилось, Теодор Гильдебрандт тогда же исполнил еще один портрет Жуковского по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV, с которым русский поэт был дружен и поддерживал обширную переписку. Это полотно многие годы хранилось в королевском замке Шарлоттенбург. Оба портрета на первый взгляд совершенно идентичны. Но, если вглядеться повнимательней, можно заметить, что на втором полотне на шее у Жуковского изображен еще один орден. По воспоминаниям А. О. Смирновой-Россет, Василий Андреевич Жуковский был награжден в 1842 году Фридрихом Вильгельмом орденом "Pour le merite" ("За заслуги"). Именно этот орден и изображен на втором портрете, который находится в настоящее время в Берлинской национальной галерее. И вот тут-то мы доходим до главного: особую ценность этому холсту придает тот факт, что на его оборотной стороне Жуковский собственноручно начертал большое стихотворение, первые строки которого звучат как посвящение собственному портрету: Завидую портрету моему. Но он своей судьбы не постигает; Холодною, бесчувственною тенью Он будет там, где жить бы я хотел Внимающей, любящею душою; Он будет там, где всякий час, как тайна, Свершается святейшее земное... Несколько измененный вариант первых четырех строк этого стихотворения я обнаружил лишь в одиннадцатом томе уже упоминавшегося 12-томного собрания сочинений В. А. Жуковского под редакцией профессора А. С. Архангельского (Санкт-Петербург, издание А. Ф. Маркса. 1902). В разделе "Дополнения (из неизданных и черновых рукописей поэта)" приведены такие строки: Завидую портрету моему. Холодною, бесчувственною тенью Он будет там, где жить бы я желал Внимающей, любящею душою. Это четверостишие представлено как самостоятельное стихотворение и без пояснения относительно того, какому именно из портретов поэта оно адресовано. В той же статье сказано, что немецкие исследователи высказывают предположение, что Жуковский намеревался подарить этот портрет своему воспитаннику - цесаревичу и ему же посвятил стихи, записанные на его обороте! А Вы не сняли его поближе, уважаемый Алексей? В свете прочитанного в статье хотелось бы рассмотреть ордена!

AlexeyTuzh: Снял! Вот: Ещё ближе не снимал, увы... Посмотрел собственную фотографию и рассмотрел то, что не было в замке моим собственным глазам: "Теодор Гильдебрандт. Василий Андреевич Жуковский. 1843"! Ура! Надо будет попросить музейных работников в Шарлоттенбурге привести ярлычок в соответствие тому, что чёрным по золоту написано на их собственной раме! А второй орден действительно очень хорошо виден! Жаль, что нет фотографии оборота картины...

Таша: Да, при увеличении Вашей фотографии ордена отлично видны. Здорово! Поздравляю Вас с такой замечательной встречей!

AlexeyTuzh: Таша пишет: "Поздравляю Вас с такой замечательной встречей!" А мы уже виделись с Василием Андреевичем. Забавно получилось в этот раз: я дочку привёз в Берлин знакомиться с городом в том же возрасте, в котором привозил ранее сына - в 11 лет! Видимо, "берлинский возраст". Кстати, вся Ундерн дер Линден перекопана - ведут метро в самый центр. Схема метро и электрички (U+S) изменилась кардинально! Нефертити переехала от Шарлоттенбурга в Новый музей на Музейный остров. Путеводитель D&K 2007 года можно выкинуть! Кстати, в Новом музее выставка "Русские и немцы", и она совсем другая - не та, что была в ГИМе в этом году!

AlexeyTuzh: Вот изображение ордена: Забавно, что везде пишут о том, что с 1820 года - орден был только военный! Значит и тут неверная информация!

Таша: Очень нужно разобраться с этим французским мундиром. Орден-то Почетного легиона

AlexeyTuzh: А любую из пуговиц можно покрупнее?

Таша: Никак не могу. Мне прислали именно в таком виде!

Кот: Я ничего сказать не могу. Но мне любопытно: на руке у него шляпа лежит?



полная версия страницы