Форум » 1830-е годы » родственники (продолжение) » Ответить

родственники (продолжение)

Natalie: Веточка создана по предложению, поступившему от Саши весьма вовремя. Сюда будем писать то, что касается родных и близких поэта. Справедливо, что они получат здесь свое пространство.

Ответов - 72, стр: 1 2 3 4 All

Марта: Милая барышня-крестьянка, мне надо еще что-то сказать?

Саша 2: Дисгармония...Видимо, бытие перестало существовать для бедной Ульрики в чужом доме. Ны она принадлежит будущей малютке и о себе не думает. Все документы В.Бобылева привела в своей итоговой книге. Дорогая Марта, а доктор Хеннинг никогда не делился своими собственными мыслями о семейной истории, о "наследстве", принесенном "бедной бабушкой" Н.Н. прибалтийской родне?

Марта: Делился, но, в основном, о своем предке Ф.Ф. фон Лёвиз оф Менар. Он издал его дневник. Но там основная тема "где война, там Менар". Дорогой Саша, ты пишешь: Все документы В.Бобылева привела в своей итоговой книге. Среди этих-то документов есть и документы из архива фон Лёвиз оф Менар. Автор названной книги имела возможность работать с архивом фон Лёвизов. Но ты и сам можешь его спросить об этом. Др.Хеннинг есть среди участников facebook. Задружи с ним! Он очень отзывчивый человек.


Саша 2: Марта пишет: где война, там Менар Его конек Спасибо, дорогая Марта, я его неприменно отышу.

Зизи: Не помню, был ли уже на форуме этот семейный портрет? Худ. Горячева-Степаненко Наталья

Таша: Отлично! В самый раз в такой день! Спасибо, многоуважаемая Зизи! И с возвращением из тех мест, где не родственники, так современники ...

Кот: Хорошо! Только дети великоваты - во всяком случае, Гриша и Наташа.

Саша 2: Наверняка такими они стали, если бы отец был жив... Почему то фильм "Сошедшие с небес" с Абдуловым и Глаголевой вспомнился... Покойный Абдулов называл его одним из своих самых дорогих и любимых.

AlexeyTuzh: Да... вероятно даже этот самый кадр:

Зизи: click here

Кот: Здоровья ему!!!

Таша: задний план выглядит презабавно: каждый сам по себе

Natalie: Как-то бородинская годовщина "прикрыла" юбилей Н. Н. Пушкиной. Меж тем это событие отметили в московском пушкинском музее (как всегда, литературно-музыкальным вечером в Натальин день), и в ВМП, где 12 сентября прошла научно-практическая конференция "Уважены за имя, им переданное...". Темы докладов (докладчики - сотрудники ВМП и ГМЗ "Михайловское"): В.Н.Русаков – автор книги «Потомки Пушкина»; Библиография по теме «Потомки Пушкина»; Библиография по теме «Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская»; Альбом Н.Н.Пушкиной в фондах Всероссийского музея А.С.Пушкина; Семейная реликвия – музейный предмет (обзор вещей из фондов ВМП, принадлежавших детям Пушкиных); Воспитание дочерей Пушкина; Потомки Пушкина – участники Русско-Турецкой войны; Григорий Александрович Пушкин – владелец Михайловского; Тема потомков Пушкина в игровом и документальном кинематографе

Кот: Да, это даже странно, что у нас не отметился юбилей Н.Н. До этого столько раз о нем говорили, как о предстоящем, а когда наступил - и забыли. А Н.Н. достойна, чтобы ее помнили. Все-таки она дала Пушкину счастье, и в трагедии нет ее непосредственной вины.

AlexeyTuzh: Natalie, А что-нибудь почитать и посмотреть по пункту "Тема потомков Пушкина в игровом и документальном кинематографе" можно где-нибудь?

Natalie: Об игровом кинематографе сказать ничего не смогу, а документальным занимается штатный сотрудник ВМП режиссер Константин Артюхов. Он много снимает на эту тему. Жил у Клотильды фон Ринтелен, ездил в Африку и т.п. Где продаются его фильмы я не в курсе. Меня они мало занимают. Один из первых фильмов 1993 года - "Мой прадед - Пушкин" - выложен здесь. Второй фильм назывался "Потомки Пушкина". Далее следить за творчеством Артюхова лично мне было не интересно. На конференции он демонстрировал третий фильм на ту же тему "Машка, Сашка, Гришка, Наташка". В нем нынешние потомки делятся своими воспоминаниями... Этот фильм был сделан в 2002 году, но год от года все переделывается и переделывается, дополняясь новыми сюжетами... Вообще тема потомков довольно скользкое пространство для исследователя. Хорошо, когда потомок, как личность, что-то из себя представляет. А ежели нет? Нередко исследователи соскальзывают на сюсюканье с ними, имея целью их архивы и желая пожить у них в заграничье

AlexeyTuzh: Точно! Новый вид туризма! К потомкам великих людей на три дня. В Париже можно пожить день у правнуков Гюго, потом Дюма, а потом у праправнучки Мопассана! Какая классная идея!

Natalie: Однажды С. М. Некрасов решил возглавить такую "тургруппу", которая направлялась в Камерун искать следы прадеда - Ибрагима Ганнибала. Когда по прибыти в столицу этого замечательного государства выяснилось, что для продвижения вглубь страны требуется сделать еще несколько прививок от местных падучих болезней, Некрасов ретировался, объявив тамошнему министру культуры, что его срочно вызывает Москва... Пришлось Артюхову с оператором самим отдуваться. Они привезли красивое кино о местных племенах, но со следами предка Пушкина все оказалось весьма проблематично. Местные жители дальше своих бабок и дедов никого не помнят. Да и миграция в тех местах была такой активной, что определить, кто именно жил там в конце XVII - начале XVIII вв. не представляется возможным. Но авторы фильма уверенно утверждали, что след найден (не зря же их там принимали!)

Таша: Не помню, на какой именно ветке шла речь о Маше Пушкиной, которая, якобы, училась в институте Благородных девиц. Сегодня я случайно узнала, что в институте действительно училась Мария Пушкина и даже закончила его в 1867 году, да только отчество у нее - Львовна, и приходилась она племянницей Пушкину. Годы ее жизни: 1840-1928. А в литературе и в Википедии нередко пишут о том, что это Мария Гартунг!

Кот: Она закончила институт в 27 лет? Неужели были такие "возрастные" благородные девицы?

Таша: Ошибочка вышла: она родилась в 1849 году!

Таша: У кого есть альбом "Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР". Москва, 1987? Срочно нужно узнать, что там сказано об этом портрете Е. Н. Гончаровой:

Марта: Дорогая Таша! Этот альбом есть в библиотеке. Если дело терпит, в понедельник я его закажу и тогда сообщу. что там сказано.

Таша: Спасибо. Буду ждать до понедельника, так как сама вряд ли успею заглянуть в свою библиотеку

Марта: Понедельника ждать не будем! Я только что из библиотеки. Вот текст из альбома:

Кот: Уважаемая Марта! Какая Вы молодец!

Таша: Низкий поклон дорогой Марте и благодарность многоуважаемому Коту, который позвонил мне и сообщил, что страница найдена! Ура! Хотя прояснить кто именно атрибутировал ее как Екатерину Гончарову так и не удалось. По всей видимости ответ надо искать в Калужском музее, из которого портрет поступил в 1961 г. в ГМП. Тут у меня завязался научный спор с Андреем Черновым, который почему-то считает, что на портрете изображена... Идалия Полетика. Один из аргументов - католический, с его точки зрения, крест на шее. Но я полагаю, что тут большая натяжка, так как православие позволяет использовать как "правильные" восьмиконечные, так и "неправильные" - шести и четырехконечные - нательные, да и наперсные кресты. Я даже привела как аргумент клобук митрополита Филарета (и сегодняшних церковных иерархов), на которых изображен именно четырехконечный крест. Тут дело еще и в том, что в понедельник мы с А. Черновым будем сличать по его просьбе наш портрет Екатерины Геккерн (миниатюру Сабатье) с миниатюрой, которую принес в музей А. Чернов. Он полагает, что неизвестная девушка, изображенная на его миниатюре - Екатерина Гончарова. Мы - фондовая комиссия, которая заседала по этому поводу позавчера, - не приняли его аргументы. Теперь состоится "следственный эксперимент", хотя мне кажется, что результат очевиден. Привожу портреты для ясности. А вдруг у вас сложится другое мнение? Рада буду узнать о нем до встречи с Черновым. Итак: Подписи под портретами говорят сами за себя, но хочу обратить внимание на нижний ряд, где слева - неизвестная девица, а в центре "наша Катя", на которую наложили прозрачный слой изображения той самой девушки. По мнению владельца миниатюры, все главные точки лица совпали, поэтому он изготовил то, что справа: портрет-солянку из двух изображений. Как вам? На мой взгляд, последнее изображение подтверждает нашу точку зрения. А на ваш? Привожу мои аргументы, высказанные в письме к владельцу миниатюры: Пока указанные Вами совпадения слишком формальны. У многих людей могут совпасть точки бровей, глаз и ноздрей, но при этом они будут разными людьми. Не так ли? На мой взгляд, продуктивнее сосредоточиться на разночтениях. В данном случае точно НЕ совпадают цвет волос (Ваша девушка скорее рыжеволосая, наша - темненькая; о ней домашние говорили, что у нее тип южанки), линия шеи (ее длина на Вашей миниатюре просто восхищает, на нашей она значительно короче), как и абрис лица: присутствующее на неизвестной миниатюре углубление линии лица в районе правой глазницы, куда "запал" накладной локон, на портрете Сабатье отсутствует. Толщина бровей отличается разительно: на Вашей миниатюре эта линия тонкая и размещена довольно низко относительно верхнего века. Если на нашем портрете мысленно "выщипать" брови, расстояние между веком и бровью окажется значительно шире, чем на Вашей миниатюре. Пока я не нахожу оснований для атрибуции миниатюры как Екатерины Гончаровой. Но сама Ваша миниатюра хороша. Это бесспорно! Подробнее обсудим все при встрече с понедельник. И ответ АЧ: – Совпадение по точкам – штука объективная. Просто делать это надо не на коленке, а в криминалистической лаборатории, с использованием идентификационных программ. Специалисты легко нивелируют ракурсы и дадут научно обоснованное заключение. Давайте поищем таковых спецов в Питере. – Вы пишете: «присутствующее на неизвестной миниатюре углубление линии лица в районе правой глазницы, куда «запал» накладной локон, на портрете Сабатье отсутствует». Это «углубление» и есть глазница. Она читается на одном портрете и не читается на другом именно из-за ракурса: у Сабатье портрет более развернут анфас. (Вот почему, в частности, нужна компьютерная модель.) – О бровях и цвете волос. Вы пишете: «Толщина бровей отличается разительно...» Но макияж придуман не в ХХ веке. Сабатье сделал из ЕНГ итальянку. Было ли в моде во Франции в 1838-м писать под итальянцев»? (Давайте справимся в Эрмитаже.) – Вы удивитесь, но шея на портрете Сабатье не короче, чем на нашем. Длинна шеи определяется не высотой плеч (они могут быть подняты или опущены), а точкой яремной ямки. И в обоих случаях она на одном уровне. Просто художник, рисовавший нашу миниатюру, представил тело в более выгодном ракурсе, удлиняющем шею.

AlexeyTuzh: Чего-то я совсем не понимаю, а как женщины в XIX веке умудрялись цвет волос менять? У Екатерины на портрете очень тёмные волосы, почти воронье крыло, а на миниатюре - явно шатенка, да ещё и непохожая нисколечки.

Таша: AlexeyTuzh пишет: явно шатенка, да ещё и непохожая нисколечки. Спасибо. Я абсолютно того же мнения. Но владелец миниатюры настаивает, хотя нет никаких оснований считать ее Катериной Гончаровой, а не Екатериной, к примеру, Ушаковой или даже вовсе не Екатериной, а кем-то еще Накладные брови, говорят, уже имели место в XIX веке, но хороша бы была Екатерина Геккерн, если бы она уехала из России с тонкими бровями, светло-карими глазами и рыжими волосами, а на портрете, отправленном на родину, внезапно оказалась жгучей брюнеткой с южными широкими бровями и темно-карими глазами. Вот матушка взволновалась бы! Вообще считается, что макияж в первой трети XIX века - удел куртизанок и дам полусвета, а светская дама должна иметь томно бледную чистую кожу с голубыми прожилками и даже синяками под глазами

Саша 2: Интересная, и познавательная дисскуссия получается... Надо взять в расчет, что попытка скомпилировать на миниатюре, изображающей неизвестную, "аксессуары" Екатерины Геккерн, привнести иную прическу и прочее, мне кажется, вряд ли даст нам сколько-нибудь аргументированные доводы. Мы получим обыкновенный похожий "фоторобот". То есть, иными словами: давайте загримируем, чтобы была похожей. А потом покажем родным: узнаете ли вы Катю? Но это абсурд. Или есть мнение, что Сабатье имел перед собой миниатюру 1834(?), не имея живой модели, взял аналогичный ракурс, и хотел сделать из нее "итальянку"? Но и это едва ли возможно. Разрез глаз, брови.. На миниатюре 1838 г. перед нами "породистые" гончаровские брови. Стоит только взглянуть на портреты младшей сестры... Например, на акварель Гау из Бродзян и его автореплику без подписи из ВМП. А возраст изображенных? На портрете неизвестной перед нами дама -26-27 ? Мне кажется - старше, и куда старше госпожи Геккерн с парижской миниатюры... И еще, посмотрите внимательно на миниатюру Сабатье. Подбородок не такой заостенный, как кажется на первый взгляд, совсем не такой как у неизвестной с миниатюры. Другой... Посмотрите на маменьку, фрейлину Наталью Ивановну Загряжскую, на ее портрете маслом. Мы увидим тот же самый подбородок, что и у ее старшей дочери. Но пока больше вопросов, хочется вживую посмотреть на миниатюру.

Саша 2: Молодая фрейлина Наталья Ивановна Загряжская

Таша: А как вам такой портрет баронессы Екатерины Геккерн, недавно приобретенный ГМП?

Таша: Можно заглянуть на страничку АНДРЕЯ ЧЕРНОВА, где картинки представлены в более крупном виде, хотя это мало что меняет. Там же проблема "сходства" портрета Е. Гончаровой из ГМП с портретом Идалии Полетики (никак не могу разглядеть это сходство!)

Саша 2: Какая-то тяжелая голова. Большой подбородок, цвет глаз... И опять, кажется, что в расчет берется сходство в деталях. Фрагменты наряда на поясном потрете Екатерины Геккерн из Сульца, слепок руки... Бедная, она имела одно платье...

Таша: и одни сережки, и одну прическу, если смотреть на портрет Сабатье и Вельца (из Сульца)

Саша 2: А "ревнивый лорнет" сменил бинокль.

Зизи: Конечно, это только мое субъективное мнение, но мне кажется, что Полетика на портрете Соколова гораздо интереснее (внешне), чем Екатерина на портрете, который с ним сравнивают. И другие сравнительные аргументы со странички Чернова меня не убедили. Есть ли какие-то более научные способы определения подлинности, чем фотороботы?

Таша: Все ваши замечания передам в понедельник Чернову. Вы укрепили меня в моей стойкости относительно миниатюры! На фондовой комиссии я просила, если принять ее от владельца, то ни в коем случае не с именем Гончаровой под вопросом, чтобы нам потом всю нашу жизнь от этого вопроса не отмываться. Посмотрим, как все сложится. Сообщу.

Марта: Бедная, она имела одно платье... Всё-таки не одно. Вот это (в руке люнеты):

Таша: у Сабатье эта же прическа и серьги. Думаю, что и платье то же, только у Сабатье оно прикрыто кружевной мантильей. Кстати, на этом портрете из Сульца герб Гончаровых! Забавно. Трудно представить, чтобы баронесса Геккерен пожелала украсить портрет своим девичьим гербом.

Кот: Заглянул на страничку Чернова. Когда портрет Екатерины Гончаровой расположен рядом с портретом Идалии, то просто непонятно, что общего можно найти в них, кроме буклей на голове.

AlexeyTuzh: Видимо то, что они дальние родственницы и что обе любили д'Антеса! Это конечно же аргумент!

Марта: Верно подмечено! ... что общего можно найти в них, кроме буклей на голове. Да и букли, если всмотреться, не совсем похожи. Отличия всё же есть.

Саша 2: Сохранилось изображение Идалии с матерью. Оно не столь известно как акварель Соколова.

Таша: Да. Это тоже странноватый портрет. На нем она снова так не похожа на известный фотографический снимок! Вчера общались с владельцем миниатюры. Он не сумел убедить нас в своей атрибуции. Продает нам миниатюру как портрет неизвестной. Пусть так. Дальше можно строить любые предположения - даже самые абсурдные.

Марта: Какой здесь покорный вид у Идалии. Хотя... внешность обманчива.

Таша: Она, конечно же, поступила гадко по отношению к семье Пушкина и к нему самому, но не стоит делать из нее гения зла. Заурядная светская красавица и интриганка. Покорность и преданность также входили в арсенал ее женского вооружения.

Саша 2: Да, пожалуй, была такая она, подленькая. И, наверное, не озлобленность из-за незаконного рождения, как многие считают, тому причиной. Не презираемая светом, грех ей жаловаться - замужем (за мужем!), может и не по любви, хотя что мы можем знать...Ланской, Дантес ... Не верю я в эти "романы" с друзьями-однополчанами...

Таша: Срочно нужен ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК Льва Сергеевича Пушкина! Кто-нибудь где-нибудь встречал такое? В частности, нужно понять где он был в мае 1827 года, когда Пушкин писал ему: " Письмо мое доставит тебе М. И. Корсакова, чрезвычайно милая представительница Москвы. Приезжай на Кавказ и познакомься с нею..." Как я понимаю, Лев Сергеевич воевал тогда в Грузии, а Корсакова ездила с дочерьми на Кавказские воды. Выходит, что Кавказом называли именно русскую часть - район минеральных вод, а Грузия Кавказом не считалась? Правда она и сейчас считается Закавказьем, но я не думала, что в пушкинское время было такое строгое разделение. И вообще странная постановка вопроса: письмо "доставит", т.е. вручит его? Тогда зачем куда-то ехать ("приезжай на Кавказ")? Или мы имеем дело с запиской, которая информирует о неизвестном нам письме, которое вручит та самая особа? Еще не понятно с какого времени он отправился на службу летом 1836 года.

Таша: и еще: никто не знает, при каких обстоятельствах Пушкину через С. А. Соболевского удалось выкупить вексель, выданный его братцем Илье Александровичу Болтину в счет карточного долга? Вексель был в 10 т. руб., а Пушкин его выкупил за 2,5 т.рублей, что отмечено в его расходных записях: «Дек. 2-го куплен вексель в 10 000 за 2500» (о причастности к этому делу Соболевского глухое упоминание здесь: Данилов В. В. Документальные материалы об А. С. Пушкине. Краткое описание //Бюллетени рукописного отдела Пушкинского Дома. Вып. VI. М.–Л., 1956. С. 92.

Кот: Уважаемая Таша! По поводу выкупа векселя у Болтина надо смотреть: Литературный архив. Т.1. М.-Л., 1938. С. 67-68. У меня сейчас его нет под рукой, но эти сведения использованы в "Хронике жизни и творчества А.С.Пушкина". Т.2. Кн.2. 1833-1834; см.: 27 ноября 1833, 21 ноября и 2 декабря 1834. 21 ноября Соболевский выкупил вексель у Болтина за 2500 руб., а 2 декабря, вероятно, уже Соболевскому Пушкин отдал эти деньги.

Таша: Понятно, что опубликовано в Литархиве. У Данилова написано: 883. Заемное письмо Л . С. П у ш к и н а на имя И. А. Болтина на сумму 10 ООО р у б . , 27 ноября 1833 г. (Оп. 3, № 119). Письмо оказалось в личном архиве Пушкина, так как было им куплено в 1834 г. у Болтина за 2500 руб. через С. А. Соболевского А р х и в , стр. 67—68. Меня интересуют обстоятельства: как Соболевскому удалось провернуть такую операцию? О ней и Ольга Павлищева знала, когда писала мужу 3 января 1836 по поводу очередного проигрыша Льва Сергеевича (30 тысяч!): "Александр хочет купить вексель — и напрасно. Ему это удалось однажды: Лев проиграл Болтину 10 000 и примирился этаким манером на 2 000... ".

Кот: Уважаемая Таша! Я думаю, здесь играла свою роль психология. Человеку предлагали прямо здесь и сейчас 2500 рублей наличными вместо того, чтобы неопределенное время ждать те 10000. Естественно, если бы Болтин дал Льву 10000 взаймы, то, конечно, он никогда бы не согласился на то, что ему вернут не все его деньги. А в этой ситуации он же не свои собственные деньги ждал обратно, а ждал случайные, чужие. И наличные 2500 лучше, чем "виртуальные" (выражаясь современным языком) 10000. Так мне кажется.

Таша: убедительно, но по-современному, а там все-таки долг чести... странно это

Кот: Но Соболевский же не просто отдал Болтину 2500 рублей. Он же забрал вексель, не уничтожив его, то есть долг чести Льва переходил с Болтина на Соболевского (во всяком случае, для Болтина). А вот когда уже вексель перешел к Пушкину, тут с долгом чести разобрались "по-семейному". Может быть, поэтому Пушкин сам не пытался выкупить вексель у Болтина, и Соболевский, почти наверняка, не говорил Болтину, что передаст вексель Пушкину.

Таша: Уважаемый Кот пишет: есть долг чести Льва переходил с Болтина на Соболевского С этим я согласна. Убедили.

Таша: Уважаемый Кот пишет: есть долг чести Льва переходил с Болтина на Соболевского С этим я согласна. Убедили.

Таша: Посмотрела сегодня ЛитАрхив. Там, действительно, вексель передан Соболевскому за 2,5 тысячи. Все верно. И интересно, что оба документа (сам вексель, и расписка о передаче его Соболевскому - ровно через год) заверены "любимым" нотариусом Михайлом Кабацким. Для тех, кто не в курсе, контора Кабацкого, в которой и Пушкин неоднократно заверял свои долговые обязательства, находилась на углу Невского и Садовой улицы - бок о бок с домом, где снимал квартиры барон Геккерн. Соболевский купил вексель 21 ноября 1834 года, а помета Пушкина о его покупке датирована 2 декабря. Выходит, что была не просто передача денег Пушкиным Соболевскому для выкупа векселя, а вначале, действительно, последний приобрел его, а через полторы недели Пушкин добыл денег и отдал их Соболевскому в обмен на документ.

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша, Геккерн снимал не дом, а этаж в доме, и не бок о бок, а в двух шагах.

Таша: А я не говорила, что дом. У меня написано: "снимал квартиры" (на одном этаже - себе, на другом - "сердечному другу") А дом, где они жили, не в каких-то шагах, простите, а именно бок о бок с домом, где была контора Кабацкого (там между домами никакого промежутка для шагов нет )

AlexeyTuzh: А мы же уже разбирали этот дом. Вход в "голландское посольство" был с Садовой улицы, хотя почтовый адрес - Невский проспект. "Дом Влодек" был квадратный, магазины в нём за счёт галерей проходили квадратом (можно было войти в них и с Невского проспекта и с Итальянской улицы). Так что от конторы Кабацкого до парадного Геккернов нужно было пройти пешочком два шага (завернуть за угол).

Таша: какие галереи? Вы это о чем? вот это место на панораме Садовникова: дом Влодека, где жили Геккерн с д'Антесом, в центре (место будущего "Пассажа"; вход с НЕВСКОГО пр., на Садовую ну никак не выйти: мешает следующий дом - справа: угловой дом Кусовой (Невский 50), где и размещались аптека (видна справа на картинке) и контора Кабацкого: Изображение дома Кусовой с угла Садовой улицы [url=http://walkspb.ru/component/option,com_lightgallery/act,photos/cid,2055/Itemid,218/]ЗДЕСЬ[/url]. Скопировать картинку не умею (там как-то сложно для меня). Если бы кто-то сумел скачсать картинку, то все бы увидели, что на углу дома красуется вывеска: "Контора нотариуса Кабацкого" Другое дело, что в ЭТОЙ книге сказано, что Пушкин заверял свои бумаги у Кабацкого в доме 13 по Невскому проспекту, т.е. на углу Большой Морской это мне уже напоминает "Осаду Пскова": у каждого свое мнение

Зизи: Таша пишет: это мне уже напоминает "Осаду Пскова": у каждого свое мнение

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! Я - москвич, как Пушкин и Лермонтов, поэтому мне странно рассказывать петербуржцам о зданиях в их родном городе. По-моему, мы уже обсуждали "Дом Влодека" в ветке про анонимные письма, большинство из которых разнесли как раз в дома рядом с Итальянской площадью. Но можем ещё раз вернуться в это время и в это место.

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! Я неправ. Дом Влодек перестроен под магазин выходящий на две улицы в 1845 году. Так что здание действительно было бок о бок. Но тогда мне непонятно, почему д'Антес пишет "папе" про третий этаж? На панораме Садовникова два этажа. Неужели кавалергард считал цокольный этаж (фактически подвал) полноценным этажом?

Таша: Как я понимаю, Геккерн занимал нижний,т.е. первый этаж (полагаю, что с лестницы был один вход в его квартиру, другой - к д'Антесу. Выше, т.е. на 2 этаже жили хозяева, который задумали в 1836 году достроить дом (д'Антес писал "отцу" о предстоящей надстройке над квартирой "мадам Влодек", т.е. над вторым этажом), но планы эти не были осуществлены. А вот нотариус Кабацкий ввел меня в заблуждение: где же Пушкин подписывал у него свои долговые бумаги? по какому адресу?

Кот: Уважаемая Таша! В том, что Кабацкий в середине тридцатых годов занимал помещение на Невском, сомневаться не приходится, благодаря панораме Садовникова (она фактически - "фотография" этого времени). Но весьма вероятно, что сюда он переехал с Большой Морской, а в литературе, зная о Большой Морской, могли считать, что он там все время и находился. Но, конечно, надо будет разбираться.

Таша: Специалисты по истории Петербурга считают, что контора Кабацкого в 1830-х годах находилась ПО ДВУМ адресам: в доме Чаплиных (Невский, 13) и на углу Садовой, но почему-то считают, что Пушкин заверял документы в доме 13. Странно.

Кот: Уважаемая Таша! Все решается относительно просто. Два брата Кабацких Александр и Михаил держали нотариальные конторы. У Нистрема, в его книге 1837 г. на с. 1388, указаны среди маклеров и нотариусов: "Кабацкiй Алек. Артем., Губ. Секр., против Гостинаго двора, по Невск. пр. Кабацкiй Мих. Артем., по Невск. пр. №12. - 1ч. 2 кв. №71" Пушкин все свои бумаги заверял, действительно, у Михаила, а вот Лисенков два пушкинских заемных письма за 1833 и 1834 годы являл "за неплатеж" почему-то в контору Александра Кабацкого.

Таша: Отлично, многоуважаемый Кот! Одним вопросом меньше - дышать легче!

Кот: Почему Лисенков пользовался конторой Александра Кабацкого, тоже в общем понятно. Чтобы в нее попасть, ему надо было только пересечь Невский проспект. Его магазин находился по другую сторону проспекта, тоже на Садовой улице, в ее начале, против Гостиного двора, в здании Пажеского корпуса, что ныне, как я понимаю, Суворовское училище.

Таша: Да. Похоже на то.



полная версия страницы