Форум » 1830-е годы » родственники (продолжение) » Ответить

родственники (продолжение)

Natalie: Веточка создана по предложению, поступившему от Саши весьма вовремя. Сюда будем писать то, что касается родных и близких поэта. Справедливо, что они получат здесь свое пространство.

Ответов - 72, стр: 1 2 3 4 All

Таша: Ошибочка вышла: она родилась в 1849 году!

Таша: У кого есть альбом "Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР". Москва, 1987? Срочно нужно узнать, что там сказано об этом портрете Е. Н. Гончаровой:

Марта: Дорогая Таша! Этот альбом есть в библиотеке. Если дело терпит, в понедельник я его закажу и тогда сообщу. что там сказано.


Таша: Спасибо. Буду ждать до понедельника, так как сама вряд ли успею заглянуть в свою библиотеку

Марта: Понедельника ждать не будем! Я только что из библиотеки. Вот текст из альбома:

Кот: Уважаемая Марта! Какая Вы молодец!

Таша: Низкий поклон дорогой Марте и благодарность многоуважаемому Коту, который позвонил мне и сообщил, что страница найдена! Ура! Хотя прояснить кто именно атрибутировал ее как Екатерину Гончарову так и не удалось. По всей видимости ответ надо искать в Калужском музее, из которого портрет поступил в 1961 г. в ГМП. Тут у меня завязался научный спор с Андреем Черновым, который почему-то считает, что на портрете изображена... Идалия Полетика. Один из аргументов - католический, с его точки зрения, крест на шее. Но я полагаю, что тут большая натяжка, так как православие позволяет использовать как "правильные" восьмиконечные, так и "неправильные" - шести и четырехконечные - нательные, да и наперсные кресты. Я даже привела как аргумент клобук митрополита Филарета (и сегодняшних церковных иерархов), на которых изображен именно четырехконечный крест. Тут дело еще и в том, что в понедельник мы с А. Черновым будем сличать по его просьбе наш портрет Екатерины Геккерн (миниатюру Сабатье) с миниатюрой, которую принес в музей А. Чернов. Он полагает, что неизвестная девушка, изображенная на его миниатюре - Екатерина Гончарова. Мы - фондовая комиссия, которая заседала по этому поводу позавчера, - не приняли его аргументы. Теперь состоится "следственный эксперимент", хотя мне кажется, что результат очевиден. Привожу портреты для ясности. А вдруг у вас сложится другое мнение? Рада буду узнать о нем до встречи с Черновым. Итак: Подписи под портретами говорят сами за себя, но хочу обратить внимание на нижний ряд, где слева - неизвестная девица, а в центре "наша Катя", на которую наложили прозрачный слой изображения той самой девушки. По мнению владельца миниатюры, все главные точки лица совпали, поэтому он изготовил то, что справа: портрет-солянку из двух изображений. Как вам? На мой взгляд, последнее изображение подтверждает нашу точку зрения. А на ваш? Привожу мои аргументы, высказанные в письме к владельцу миниатюры: Пока указанные Вами совпадения слишком формальны. У многих людей могут совпасть точки бровей, глаз и ноздрей, но при этом они будут разными людьми. Не так ли? На мой взгляд, продуктивнее сосредоточиться на разночтениях. В данном случае точно НЕ совпадают цвет волос (Ваша девушка скорее рыжеволосая, наша - темненькая; о ней домашние говорили, что у нее тип южанки), линия шеи (ее длина на Вашей миниатюре просто восхищает, на нашей она значительно короче), как и абрис лица: присутствующее на неизвестной миниатюре углубление линии лица в районе правой глазницы, куда "запал" накладной локон, на портрете Сабатье отсутствует. Толщина бровей отличается разительно: на Вашей миниатюре эта линия тонкая и размещена довольно низко относительно верхнего века. Если на нашем портрете мысленно "выщипать" брови, расстояние между веком и бровью окажется значительно шире, чем на Вашей миниатюре. Пока я не нахожу оснований для атрибуции миниатюры как Екатерины Гончаровой. Но сама Ваша миниатюра хороша. Это бесспорно! Подробнее обсудим все при встрече с понедельник. И ответ АЧ: – Совпадение по точкам – штука объективная. Просто делать это надо не на коленке, а в криминалистической лаборатории, с использованием идентификационных программ. Специалисты легко нивелируют ракурсы и дадут научно обоснованное заключение. Давайте поищем таковых спецов в Питере. – Вы пишете: «присутствующее на неизвестной миниатюре углубление линии лица в районе правой глазницы, куда «запал» накладной локон, на портрете Сабатье отсутствует». Это «углубление» и есть глазница. Она читается на одном портрете и не читается на другом именно из-за ракурса: у Сабатье портрет более развернут анфас. (Вот почему, в частности, нужна компьютерная модель.) – О бровях и цвете волос. Вы пишете: «Толщина бровей отличается разительно...» Но макияж придуман не в ХХ веке. Сабатье сделал из ЕНГ итальянку. Было ли в моде во Франции в 1838-м писать под итальянцев»? (Давайте справимся в Эрмитаже.) – Вы удивитесь, но шея на портрете Сабатье не короче, чем на нашем. Длинна шеи определяется не высотой плеч (они могут быть подняты или опущены), а точкой яремной ямки. И в обоих случаях она на одном уровне. Просто художник, рисовавший нашу миниатюру, представил тело в более выгодном ракурсе, удлиняющем шею.

AlexeyTuzh: Чего-то я совсем не понимаю, а как женщины в XIX веке умудрялись цвет волос менять? У Екатерины на портрете очень тёмные волосы, почти воронье крыло, а на миниатюре - явно шатенка, да ещё и непохожая нисколечки.

Таша: AlexeyTuzh пишет: явно шатенка, да ещё и непохожая нисколечки. Спасибо. Я абсолютно того же мнения. Но владелец миниатюры настаивает, хотя нет никаких оснований считать ее Катериной Гончаровой, а не Екатериной, к примеру, Ушаковой или даже вовсе не Екатериной, а кем-то еще Накладные брови, говорят, уже имели место в XIX веке, но хороша бы была Екатерина Геккерн, если бы она уехала из России с тонкими бровями, светло-карими глазами и рыжими волосами, а на портрете, отправленном на родину, внезапно оказалась жгучей брюнеткой с южными широкими бровями и темно-карими глазами. Вот матушка взволновалась бы! Вообще считается, что макияж в первой трети XIX века - удел куртизанок и дам полусвета, а светская дама должна иметь томно бледную чистую кожу с голубыми прожилками и даже синяками под глазами

Саша 2: Интересная, и познавательная дисскуссия получается... Надо взять в расчет, что попытка скомпилировать на миниатюре, изображающей неизвестную, "аксессуары" Екатерины Геккерн, привнести иную прическу и прочее, мне кажется, вряд ли даст нам сколько-нибудь аргументированные доводы. Мы получим обыкновенный похожий "фоторобот". То есть, иными словами: давайте загримируем, чтобы была похожей. А потом покажем родным: узнаете ли вы Катю? Но это абсурд. Или есть мнение, что Сабатье имел перед собой миниатюру 1834(?), не имея живой модели, взял аналогичный ракурс, и хотел сделать из нее "итальянку"? Но и это едва ли возможно. Разрез глаз, брови.. На миниатюре 1838 г. перед нами "породистые" гончаровские брови. Стоит только взглянуть на портреты младшей сестры... Например, на акварель Гау из Бродзян и его автореплику без подписи из ВМП. А возраст изображенных? На портрете неизвестной перед нами дама -26-27 ? Мне кажется - старше, и куда старше госпожи Геккерн с парижской миниатюры... И еще, посмотрите внимательно на миниатюру Сабатье. Подбородок не такой заостенный, как кажется на первый взгляд, совсем не такой как у неизвестной с миниатюры. Другой... Посмотрите на маменьку, фрейлину Наталью Ивановну Загряжскую, на ее портрете маслом. Мы увидим тот же самый подбородок, что и у ее старшей дочери. Но пока больше вопросов, хочется вживую посмотреть на миниатюру.

Саша 2: Молодая фрейлина Наталья Ивановна Загряжская

Таша: А как вам такой портрет баронессы Екатерины Геккерн, недавно приобретенный ГМП?

Таша: Можно заглянуть на страничку АНДРЕЯ ЧЕРНОВА, где картинки представлены в более крупном виде, хотя это мало что меняет. Там же проблема "сходства" портрета Е. Гончаровой из ГМП с портретом Идалии Полетики (никак не могу разглядеть это сходство!)

Саша 2: Какая-то тяжелая голова. Большой подбородок, цвет глаз... И опять, кажется, что в расчет берется сходство в деталях. Фрагменты наряда на поясном потрете Екатерины Геккерн из Сульца, слепок руки... Бедная, она имела одно платье...

Таша: и одни сережки, и одну прическу, если смотреть на портрет Сабатье и Вельца (из Сульца)

Саша 2: А "ревнивый лорнет" сменил бинокль.

Зизи: Конечно, это только мое субъективное мнение, но мне кажется, что Полетика на портрете Соколова гораздо интереснее (внешне), чем Екатерина на портрете, который с ним сравнивают. И другие сравнительные аргументы со странички Чернова меня не убедили. Есть ли какие-то более научные способы определения подлинности, чем фотороботы?

Таша: Все ваши замечания передам в понедельник Чернову. Вы укрепили меня в моей стойкости относительно миниатюры! На фондовой комиссии я просила, если принять ее от владельца, то ни в коем случае не с именем Гончаровой под вопросом, чтобы нам потом всю нашу жизнь от этого вопроса не отмываться. Посмотрим, как все сложится. Сообщу.

Марта: Бедная, она имела одно платье... Всё-таки не одно. Вот это (в руке люнеты):

Таша: у Сабатье эта же прическа и серьги. Думаю, что и платье то же, только у Сабатье оно прикрыто кружевной мантильей. Кстати, на этом портрете из Сульца герб Гончаровых! Забавно. Трудно представить, чтобы баронесса Геккерен пожелала украсить портрет своим девичьим гербом.



полная версия страницы