Форум » 1830-е годы » Современники-2 (продолжение) » Ответить

Современники-2 (продолжение)

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 238, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Таша: у меня нет

AlexeyTuzh: Нашли репродукции. Терминальный знак ордена Александра Невского. Так что ленту (возможно) перерисовывали, а терминальный знак (опять же возможно) с самого начала рисовали - ордена Александра Невского! Очень большие сомнения, что портрет Г.Н. Теплова - 1769 года. Это чья-то дореволюционная шутка.

Таша: Ленту, похоже, меняли, так как в верхнем красочном слое (по левому нижнему краю холста) имеется выкрошка, под которой ясно видно (невооруженным глазом) сочетание двух красок: золотой и красной. Это как раз на том месте, где холст обрезан, т.е. проявившиеся краски, похоже, относятся к ленте, лежащей на бедре. По поводу суждения, уважаемый AlexeyTuzh, что ...портрет Г.Н. Теплова ... чья-то дореволюционная шутка ничего сказать не могу, пока экспертиза не будет завершена. Замечу только, что на шутку это не похоже, а холст не слишком напоминает учебно-тренировочный


AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! Я, ради такого случая, купил книгу Гершензон-Чегодаевой. Именно она (а вовсе не я) - ставит под сомнение тот факт, что Левицкий вдруг ни с того ни сего начал свою творческую деятельность сразу с портрета Г.Н. Теплова. Похоже, всё упирается в то, что он в Лейпциге рисовал портрет сына Теплова, поэтому решили, что и папу он нарисовал тогда же. Вполне возможно, что он рисовал его портрет тогда, когда и остальных сановников Екатерины II - в середине 70-х годов XVIII века. Это только моя версия, но вполне возможно, что он уже успел нарисовать звезду Святой Анны и ленту, когда (во время работы) узнал, что Теплову дали орден Александра Невского. Поэтому и получилась такая "чехарда". Ради обучения будущих "академиков" - в зале Академии оставили портрет со всеми орденами сразу, а родственникам Левицкий отдал автокопию с зарисованной звездой. Ещё раз повторюсь - это только моя версия. P.S. Гершензон-Чегодаева пишет, что лучший портрет (с зарисованной звездой) сгорел в ноябре 1917 года. Красивая цветная копия, которая висела в Киеве - вполне возможно тот самый проданный на аукционе "Левицкий". Про портрет в Академии она пишет, что он утрачен, но я (почему-то) уверен, что где-нибудь в закромах Академии он лежит до сих пор. Там такое ещё найти можно, помещение тёмное, огромное...

Таша: Выходит, что мы имеем "лучший портрет (с зарисованной звездой)", который "сгорел в ноябре 1917 года"?! Браво! полагаю, что Вы, уважаемый Алексей, не были разочарованы своей покупкой. Автор-то преотличнейший!

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша, мы имеем, скорее всего, стопервую копию с портрета, который висел в Академии художеств. На этом портрете (и, похоже, только на нём) была оставлена звезда от предыдущей степени Святой Анны. Скорее всего, её и оставили ради того, чтобы ученики Академии на ней тренировались звёзды орденов рисовать. Поэтому на этом портрете висело всё: Анна на шее, звезда Святой Анны на груди, лента и терминальный знак ордена Александра Невского. Такой "набор" был оставлен только ради "художества". А все три остальных портрета были полными (с терминальным знаком). Вряд ли до революции кто-то стал бы резать самого Левицкого, да и времени на это не оставалось, так как все три портрета прослеживаются до самого 1917 года. Нет, найдена стопервая копия, а не Левицкий.

Таша: AlexeyTuzh пишет: Скорее всего, её и оставили ради того, чтобы ученики Академии на ней тренировались звёзды орденов рисовать. Полагаю, что в данном случае не стоит так уж фантазировать: на рентгенограмме следов подобного ученичества не замечено. Не могу представить себе, чтобы преподаватели АХ были такими уж варварами, что позволяли измываться над портретом (пусть даже копией) известного художника и известного деятеля. О подобных прецедентах лично я ничего не слышала.

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша, мы не понимаем друг друга. Либо вы и впрямь верите, что нашли Левицкого? 1) В 70-е годы XVIII столетия Левицкий рисует портрет Теплова. Начинает рисовать со звездой и лентой ордена Святой Анны, но узнав, что Теплов получил Александра Невского - начинает перерисовывать уже почти готовую работу и дописывает Анну на шее. Так как портрет предназначается для Академии художеств, по просьбе преподавателей - оставляет звезду ордена Святой Анны, чтобы ученики, глядя на его работу, делали с неё копии и учились выписывать орденские звёзды. Это единственное разумное объяснение, почему на портрете обе степени Святой Анны (и звезда и Анна на шее); 2) Для родственников Теплова Левицкий пишет автокопию без звезды (как и должно быть). 3) С портрета, висящего в Академии художеств её ученики делают не менее семи копий (скорее всего это было курсовое или дипломное задание для учеников портретного класса). Возможно, ещё при жизни Левицкого. Они все выписывают на копиях и шейную Анну и звезду ордена Анны, при этом, так как делают копию - рисуют и ленту и терминальный знак ордена Александра Невского. Копия так копия. 4) Не менее двух копий этих учеников, имя одного из которых известно - Я. Екимович, попадают на Украину. Тут судьба у них разная - копия Екимовича висит себе в Киевском музее искусств, а вторая - попадает в Новочеркасск или в какое-то другое место, где расположен один из украинских казачьих полков. 5) Задолго до революции местные казаки решают, что им не нужен какой-то вельможа в красном костюме и поручают неизвестному художнику зарисовать его, а вместо него изобразить Иловайского. Художник берёт краски и зарисовывает Теплова. Он обрезал холст или это сделали позже - не так важно. В любом случае художник и донские казаки понимали, что никакой ценности копия портрета Теплова ни для них, ни для других не представляет. Уж лучше портрет родного атамана. Художник был талантливый: волосы и лицо выписаны профессионально. Я, например, против того, чтобы смывать атамана ради "мифического" Левицкого. Ещё раз повторюсь - всё это происходит задолго до революции, скорее всего - "в дней александровых прекрасное начало...". P.S. Кстати, в Академии художеств портрет был не подписан и по документам до революции проходил как Рокотов! Так что то, что это Левицкий - тоже чья-то атрибуция!

Таша: Вы - поэт, уважаемый Алексей! Так складно все сложили в фантастическую историю! Остается только определить главное: каким образом этот псевдоиловайский (или Орлов, так как его имя указано на подрамнике и даже на холсте!!!) попал из казачьей станицы или столицы в Ольгово - имение Апраксиных, где красовался рядом с другим схожим портретом - то ли другого Иловайского, то ли Платова, то ли вообще невесть кого! Не исключено, что портретов было и не два, а больше... И всё атаманы с чужими лицами! Забавно! Чье лицо у второго атамана пока сказать не могу, так как в музее Суворова его еще не просветили, а вот "наш" Орлов/Иловацйский определенно с личиком ТЕПЛОВА (тут Вы зря художника-самоучку похвалили, так как лицо он оставил "свое"! Вот вам еще одно доказательство того, что история портрета важнее изображенных на нем орденов!)

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! А моё последнее сообщение было исключительно о портретах Теплова. "Верхними" портретами мы уже перестали заниматься до просветки второго портрета. Что же касается надписи "Орлов" - очень забавно! В Дмитровском музее её все эти годы не видели? P.S. Не сильно удивлюсь, если под вторым портретом будет тоже Теплов! Заодно выясним и профессионализм художника. Волосы он точно сам рисовал - волосы Теплова к волосам "Орлова" совсем не подходят. P.S.S. По Ольгово путеводитель был 20-х годов. Я точно читал его перед поездкой туда. Насколько помню - очень подробный. У уважаемого Кота есть друзья в Дмитровском музее - я думаю они могут помочь с историей картинной коллекции в Ольгово.

Кот: К сожалению, мой единственный знакомый практически не имеет отношения к основной коллекции Дмитровского мукзея. Он занимается его специфическим филиалом - Домом-музеем П.А.Кропоткина.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот, но он же может узнать когда и как картины из усадьбы Ольгово попали в Дмитровский художественный музей? Замечу тут же, что адъютантом Платова после Малоярославца и во время зарубежных походов русской армии был Пётр Апраксин. Именно он доставил известие о победе под Дорогобужем сначала Кутузову, а потом императору Александру I.

Таша: Да-да, был и такой Апраксин в истории России (сколько еще их было!!!) - адьютант графа Аракчеева, потом Ф. Уварова и т.д. ... Только именьице его (приданое жены - Е.А.Кузьминой-Караваевой) - во владимирских землях на реке Пекше - Короваево с деревнями... Да и граф он! В отличие от ольговских владельцев... Кстати, именно через него в феврале 1836 года Пушкин отправил казанской писательнице А. Фукс свою "Историю Пугачева" со словами: "Не понимаю, каким образом мой бродяга Емельян Пугачев не дошел до Казани, место для него памятное: видно шатался по сторонам и загулялся по своей привычке. Теперь гр. Апраксин снисходительно взялся доставить к Вам мою книгу". В ту пору генерал-майор граф Петр Иванович Апраксин служил начальником Казанского жандармского округа. Интересно бы узнать обстоятельства, при которых они с Пушкиным договорились об этой оказии. И еще: старшая дочь гр. Петра Ивановича Зинаида была свояченицей генерал-майора Карла Карловича Мердера - воспитателя наследника цесаревича Александра Николаевича. Другая дочь - Мария Петровна - супруга Владимира Соломирского - того самого, с которым у Пушкина едва не состоялась дуэль (весной 1827) из-за двоюродной сестры Соломирского красавицы Софьи Урусовой! Самой же Марии Петровне, страстной поклоннице творчества Лермонтова, Лермонтов посвятил стихотворение "Над бездной адскою блуждая…". Так что много историй, связанных с графом П. И. Апраксиным можно порассказать (даже то, как однажды, напившись, он оказался на столе под образами, так как однополчане-кавалергарды приняли его за покойника...), но всё как-то мимо атаманов и их портретов...

AlexeyTuzh: Я не думаю, что у графа было во владении только приданое жены. Во-вторых, Апраксины общались и протежировали друг другу при дворе, поэтому пересечений людей одной фамилии могло быть множество. Если же ещё и женские ветви владельцев Ольгино рассмотреть... Но только зачем? Сейчас самое важное - "просветить" второй портрет. Вот тогда и можно будет строить версии.

барышня-крестьянка: Недавно был день рождения у современницы Пушкина - Евдокии Ростопчиной.

Зизи: Уважаемый AlexeyTuzh, мне кажется, что или я Вас не понимаю, или Вы меня. Одно из двух. Я написала, что юбилей Лермонтова в Петербурге уже начали отмечать вполне официально, но тихо. Я уверена, что это решение региональное, а не федеральное. Потому и тихо. У нас уже даже утвержден логотип и марка, первое гашение которой состоится у нас в Библиотеке на Литейном, но сотрудниками Центрального почтамта. И то, и другое я вам всем и показываю. Пока это все. И еще. Все-таки юбилей великого человека, это - не наши с Вами юбилеи, как бы они дороги нам не были. Потому-то и отмечаются эти юбилеи не день в день, а гораздо более продолжительное время. Вот 200-летний юбилей Пушкина мы начали отмечать, по-моему, задолго до 1999 г. Во всяком случае, мне, как сотруднику музея (в то время) показалось именно так

Кот: Уважаемая Зизи! Логотип - понятно. А марка - для каких целей? Поскольку гасить будут сотрудники Почтамта, то вроде бы как она - почтовая, но, по-моему, региональных почтовых марок у нас сейчас нет. Или я ошибаюсь?

AlexeyTuzh: Уважаемая Зизи! Сразу несколько комментариев: 1) Я очень расстроен, что с точки зрения телевидения юбилейный год начался очень тихо. Ни о Шевченко, ни о Лермонтове, ни о взятии Парижа, ни о начале ПМВ - пока не вспоминают. Даже у Русско-японской войны в этом году пусть не ровный, но тоже юбилей. Всё было тихо на фоне Олимпиады: да, 110 лет назад затопили "Варяг", зато наши спортсмены и так далее; 2) Отреагировал я только на дату 21 марта! Я так и не понял кто и почему её объявил стартом; 3) В школьные годы я очень любил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, он сам был мне очень близок, я часто, приезжая на Кавказ думал о его судьбе, поэтому несказанно обрадовался, когда дата моей свадьбы совпала с его днём рождения. Я всегда шутил, когда говорил с женой, что никогда не забуду, в отличие от других мужей, день свадьбы по двум причинам: потому что родился за день до этого и потому что в этот день родился Михаил Лермонтов.

барышня-крестьянка: вот видите. как все мешают в кучу, все более-менее юбилейные даты.потому и лермонтову среди этого хаоса и места нет. Вы еще забыли про Эрмитаж,и начало Первой мировой.А разве в год юбилея Пушкина кроме этого юбилея не было других юбилейных дат?наверняка были,но Пушкин вытеснил все даты.а тут все вытеснила олимпиада. А вы еще и русско-японскую войну вспомнили. Я всегда писала здесь что Лермонтов - мой любимый писатель и поэт.обидно именно за его юбилей

AlexeyTuzh: Жаль, что государство, например Министерство Культуры, не сообщает о планах празднования юбилея. Я даже не смог найти на их вебсайте, кто персонально отвечает за организацию. Непонятно, снимают ли какие-нибудь художественные фильмы о поэте, какие выставки готовят и т.п. Олимпиада-то в Сочи, но Кавказ рядом, Путин "Бородино" перед выборами читал, уж могли бы упомянуть...



полная версия страницы