Форум » Жизнь Пушкина в доме на Мойке » последние творческие замыслы » Ответить

последние творческие замыслы

Таша: Примерно 161 год назад, 8 января 1837 года, Пушкин получил разрешение цензуры на издание «Романов и повестей», в которое должны были войти остающиеся к тому времени нераспроданными экземпляры его повестей 1834 года и новый роман "Капитанская дочка". Не сбылось! Сохранился только один экземпляр этого издания, о котором писали Л. Б. Модзалевский в «Звеньях» (Вып. 2. М.—Л., 1933) и известный библиофил Смирнов-Сокольский. А параллельно развивались другие события, о которых Пушкин писал, что его дом (квартира на Мойке, 12) превращен в модную и бельевую лавку (подготовка к свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, которая состоится 10 января)

Ответов - 105, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Natalie: Друзья! Убедительная просьба помещать свои сообщения под соответствующими темами. Иначе получается большая неразбериха. Вот сейчас я вынуждена была несколько сообщений с этой ветки переместить туда, где обсуждаются обстоятельства жизни Пушкина в доме на Мойке. А они все взяли и исчезли! Здесь прошу помещать вопросы и размышления о творчестве последних месяцев!

Cаша: И конечно готовится 5 номер "Современника". Давайте вдумаемся: 900 экземпляров 4-го тома, где появляется "Капитанская дочка"(за которую ничегошеньки автор-редактор не получил! ) А ведь не купят больше,поэтому тираж от номера к номеру уменьшается. И как же заинтересовать читателя,завлечь,изменить ситуацию-этим поэт тоже озадачен. Поэтому на выбор материала номера,как всегда особенно тщательный, продуманный у Пушкина еще и с этой стороны надо посмотреть. В этой связи интересен пастиш "Последний из свойственников Иоанны Д'Арк"- пока об этом малоисследованном художественном произведении сказано не так много. Недавно довелось слышать,как С.А.Фомичев подчеркивал его важность для пушкинистики. Так ли это? Действительно, это последнее произведение поэта. Долгое время мы привыкли рассматривать его в публицистическом аспекте, доискиваться до первоисточника, которого нет!. Задаваться вопросом:а кто же такой этот Дюлис? Читатель может полюбопытствовать,но и без этого понимает,что щепетилность в вопросах семейственной чести для него велика. Не публичное ли здесь выступление готовит Пушкин? Объяснение,которое поймут не все,но посвещенные? Мыслью дуэли пронизан весть пастиш. И эта мысль не отпускает Пушкина даже в творчестве. И как реагирует общество? А практически также, подобно пушкинской ситуации: "Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени кинизма. Никто не вздумал заступиться за честь своего отечества, и вызов доброго и честного Дюлиса, если бы стал тогда известен, возбудил бы неистощимый хохот не только в философических гостиных барона д'Ольбаха и М-me Jeoffrin, но и в старинных залах потомков Лагира и Латримулья. Жалкий век! жалкий народ!"

Muza: Спасибо, спасибо, Саша! Выступление Фомичева не далось послушать, а Ваши рассуждения насчет статьи Пушкина наводят на мысль, что не все так просто было с изданием Пушкиным журнала. Не только доходы он в нем искал, но и способ поговорить с народом, объявить, что сам думает о многих вещах. Но был ли услышан? Есть ли отзывы понимающих читателей?


Cаша: Пытался достучаться, да сетовал на "отсутствие общественного мнения", и на "безразличие к тому, что является долгом, справедливостью и истиной....циничное презрение к мысли и к достоинству человека".

Эхо : это кто так о Пушкине писал?

Cаша: "Шитье приданого сильно занимает и забавляет мою жену, но приводит меня в бешенство.Ибо мой дом имеет вид модной и бельевой лавки", - такие строки в переводе с французкого мы находим в письме Пушкина Сергею Львовичу в Москву в конце декабря 1836 года.

Эхо : Саша вспоминает. что пишет Пушкин: Шитье приданого сильно занимает и забавляет мою жену Боюсь, влетит нам от Natalie, переведет нас на другую ветку: не сильно похоже это на "творческие замыслы"

Cаша: Таша отмечает параллельное развитие этих событий. В таких условиях работает Александр Сергеевич: издательские дела по "Современнику", История Петра". Он не может сосредоточиться на творчестве и все потому, что не спокоен и это неспокойствие выплескивается наружу сарказмом в письме к отцу.

Natalie: И к тому же в этом письме немало грустных размышлений и о делах творческих

Таша: Среди творческих замыслов Пушкина последних лет - "История Петра", порученная ему самим императором. Как известно, эта работа затянулась, да так и не была завершена. После смерти поэта остались сотни страниц подготовительных материалов к "Истории Петра". Среди них множество выписок из различных документов, которые Пушкин делал в архивах. Царь допустил его в закрытый для всех архив Иностранной Коллегии. Как известно, этот архив был разделен на 2 части: одна находилась в Москве (Пушкин писал, что едет туда, чтобы "зарыться в архивах"), другая в Петербурге. Встает вопрос: по какому принципу были разделены архивные материалы и мог ли Пушкин "рыться" в архивах не только в Москве, но и в Петербурге? Не могу ясно ответить на этот вопрос, даже прочитав статью об истории архива МИД: http://www.pseudology.org/MID/Archive_RI.htm

Марта: В этом Архиве я работала несколько лет, но и я не смогу ответить на этот вопрос.

Таша: А в каком из названных архивов Вы работали, уважаемая Марта? В Москве или в Питере? В Москве - это архив внешней политики РФ, а в Питере, где Иностранной Коллегии давно уж нет, ее материалы, кажется, переданы в закрытый ныне РГИА, что из здания Сената переведен к метро "Ладожская". Так о каком архиве Вы говорите? И что, если не секрет, Вы изучали там "несколько лет"?

Кот: Уважаемая Таша! Архивные занятия Пушкина по "Истории Петра" - для меня это больной вопрос. Не скажу, что я им специально и серьезно занимался, но обращался к нему несколько раз и каждый раз "упирался в стену". С одной стороны, точно известно, что разрешение на такие занятия он получил. Есть свидетельства, что он даже с дачи ходил пешком в город, чтобы работать в архивах (не помню сейчас точно, кажется, это Плетнев рассказывал). В Москву он ездил и , как сам писал, был в архиве, но считал, что в него надо "зарыться надолго". А вот архивных выписок-то по Петру как-то и не сохранилось практически (в отличие от "Истории Пугачева"). Это как-то смущает. Есть огромный конспект (естественно не просто конспект, а с замечаниями и вопросами) труда Голикова, какой-то список архивных документов (не очень большой), копии нескольких писем Петра I (но сделанные не в архиве) - и все! А ведь он еще в 1834 году писал жене, что, может быть, к концу года один том уже выпустит. Конечно, в его необыкновенной памяти материалов, наверное, было уже достаточно, но ссылаться-то на документы он явно собирался. Он сам в некоторых замечаниях к конспекту голиковского труда писал, что это надо сверить с документами. И что-то никаких следов!

Cаша: Таша пишет: Как известно, этот архив был разделен на 2 части: одна находилась в Москве (Пушкин писал, что едет туда, чтобы "зарыться в архивах"), другая в Петербурге. Встает вопрос: по какому принципу были разделены архивные материалы и мог ли Пушкин "рыться" в архивах не только в Москве, но и в Петербурге? В Петербурге в 1834 году был образован Государственный архив Российской империи, куда вошли материалы Государственного петербургского архива старых дел. В новом архиве были только документы по династии Романовых, и только часть, меньшая. Другая часть находилась в Москве. Пушкин поэтому разрывался: часть романовского архива в столице, часть - в Москве, в Главном московском архиве МИД. Видимо, поработав сначала в Петербурге, поэт понял, что основная масса документов архива Романовых находится в Москве. Побывав в первопрестольной в мае 1836 года, поэт определился со сроками: "месяцев на шесть". Так что, если бы Пушкин отошел от конспекта Голикова и занялся бы сверкой документов, ему пришлось бы задержаться в Москве надолго. Возможно, что более полная информация, какие конкретно материалы и где хранились, каковы были принципы деления, указано в двух работах: 1. Кононов Ю.Ф. Из истории организации и комплектования б. Государственного архива Российской империи // в сборнике "Труды МГИАИ",- 1957. Т. 8. 2. Самошенко В.Н. Исторические архивы Москвы и Петербурга (XVIII – начало XX вв.). М., 1990.

Таша: Кот пишет о пушкинской истории Петра: И что-то никаких следов Невозможно поверить, уважаемый Кот, что все то, что нам известно сегодня из пушкинских материалов о Петре, написано без использования архивных данных. Может быть, архивные выписки были утрачены, потеряны, как и основной массив рукописи, который случайно нашли только в начале ХХ века... По всей видимости материалы по истории Петра "рассыпались" по потомкам. Какую-то рукопись Пушкина с историей Петра передавал на юбилейную пушкинскую выставку 1899 года племянник поэта Анатолий Львович Пушкин. Он послал эту рукопись Поливанову из Болдина, где жил в то время. Откуда и что за материалы он имел - неизвестно. В Пушкинский Дом они, похоже, не поступали... Были ли это выписки, отавленные Пушкиным в свое время в Болдино, или что-то другое - вопрос.

Кот: Уважаемая Таша, что Вы имеете в виду под "все то, что нам известно сегодня из пушкинских материалов о Петре" ? То, о чем упоминал я, собрано в т. X большого академического собрания. А что Вы имеете в виду?

Cаша: В 1918 году Натальей Ивановной Гончаровой- племянницей Натальи Николаевны в Лопасне были найдены тетради с рукописью "Истории Петра". Рукописи лежали на чердаке в ящике, и слуги, по незнанию, листочки рукописи стилили в клетку с канарейкой...Вопрос резонный:один ли ящик составляла рукопись в Лопасне? Тогда болдинская рукопись - остатки другой части материалов....

Таша: Конечно же, прежде всего я имела в виду именно эти записи, частично опубликованные в XIX веке, а в 1938 году вошедшие в 10 том ПСС. Но нельзя не учитывать и то, что Поливанов получил от А. Л. Пушкина. Не ясно только, что же именно?

Кот: Уважаемая Таша, я не собираюсь утверждать, что у Пушкина не было никаких архивных выписок. Я только сетую на то, что ни самих выписок, ни каких-либо ясных отражений этих выписок нигде не обнаруживается в том, что нам доступно сейчас. Не думаю, что у А.Л.Пушкина мог быть массив (тем более - значительный) таких выписок. Ведь то, что нам известно сейчас, было известно и современникам Пушкина после его смерти, например, Жуковскому. Они же хотели опубликовать именно ту рукопись, которая, не попав в печать, потом "потерялась", а потом нашлась (спасибо канарейке и племяннице Н.Н.). Никаких других материалов по Петру, кроме тех, что вошли в десятый том, при жандармском просмотре бумаг обнаружено не было. Так что если они существовали, то почему-то находились вне пушкинской квартиры. Можно предположить, что Пушкин в 1834 г. оставил их в Болдине, но это предположение слишком надуманное. Пушкин собирается активно заниматься "Историей Петра" и вдруг все архивные выписки оставляет в Болдине, куда он неизвестно когда еще приедет. В это совсем не верится. Он же не ленился возить с собой в поездки массу рабочих материалов, чтобы они были под руками, а это вдруг оставляет в Болдине? На кого? На Пеньковского? Очень сомнительно, чтобы такие материалы хранились где-то вне его кабинета. Можно, конечно, предположить, что ему было разрешено делать выписки при условии, что они будут храниться в помещении архива, без права выноса домой. Но пугачевские-то материалы ему в оригинале прямо домой присылали... Я ничего разумного по этому поводу больше сказать не могу.

Таша: Кот пишет: Не думаю, что у А.Л.Пушкина мог быть массив (тем более - значительный) таких выписок. Ведь то, что нам известно сейчас, было известно и современникам Пушкина Как знать, возможно, что Анатолий Львович обладал недостающими тетрадями из комплекса найденных на заветном чердачке, но не исключено, что неведомыми для нас путями ему достались именно выписки Пушкина или еще какие-то материалы. Оставил ли их Пушкин в Болдино, сказать наверняка трудно. Мог ведь и забыть и там, так как занимался тогда систематизацией материалов по другой теме - Пугачеву. Но скорее всего ничего он там не оставлял, а бумаги достались племяннику каким-то другим путем (как и многое другое из его пушкинской коллекции). Н. С. Нечаева, изучавшая историю формирования юбилейной пушкинской выставки 1899 года по архиву Поливанова нашла письмо А. Л. Пушкина, в котором говорилось: С этой почтой посылаю рукопись: История Петра I. Я не утверждаю, что она писана рукою Александра Сергеевича, но по сходству почерка надо предполагать, что — произведение его пера. Рукопись эту в настоящее время Вы имеете возможность сличить с другими его письмами. Похоже, что в письме все же говорится о рукописи, как тексте, а не выписках. Сама Нина Сергеевна так комментирует эти сведения: Какая именно часть «Истории Петра» находилась у Анатолия Львовича? Ни в одном своде данных о рукописях «Истории Петра» рукопись, идущая из Болдина от сына Льва Сергеевича, не значится (См.: Нечаева Н. С. Московская Пушкинская выставка 1880 г.: (По материалам архива Л. И. Поливанова) // Временник Пушкинской комиссии, 1980. Л., 1983. С. 149). Думаю, нас ждет еще немало таких загадок, связанных с работой Пушкина над Петром. Мне же интересно, в каких питерских архивах он занимался летом и осенью 1836 года (сенатском? иностранной коллегии?). Если, конечно, и в самом деле занимался!

Кот: Уважаемая Таша, вы пишете: "Мне же интересно, в каких питерских архивах он занимался летом и осенью 1836 года (сенатском? иностранной коллегии?). Если, конечно, и в самом деле занимался! " Мне это тоже очень интересно, хотя по загруженности его "Современником" и "Капитанской дочкой" действительно возникают сомнения - занимался ли? Забыть рукопись в Болдине он не мог. Он бы сразу начал бомбардировать письмами Пеньковского по этому поводу. Но в его письмах Пеньковскому об этом - ни слова. Очень интересно, конечно, как пушкинские материалы попали к А.Л.Пушкину. Льва Сергеевича в 1837 г. в Петербурге не было, он ничего взять не мог. Кто, что и когда мог передать ему позже? Что у него точно было, так это письма брата к нему. Странно, что дальнейшая судьба рукописи, полученной от А.Л.Пушкина, не отразилась где-то еще в архиве Поливанова. Конечно, история хождения пушкинских рукописей после его смерти - это очень интересная, очень трудная и, думаю, трудоемкая тема.

Cаша: Очень жаль, что нет и полной уверенности в том,что записи сделаны рукой поэта: к чему привела сверка мы не знаем.Есть ли ответ Поливанова? А тема работы в архиве по истории Петра сама по себе интересна. "Ты спрашиваешь меня о Петре? идет помаленьку; скопляю матерьялы — привожу в порядок"Это лето 1834-го. Пушкин издает Пугачева, время на работу в архиве c петровской темой у него есть. То есть весной - летом 1834 года поэт уже может работать в только что сформированном Государственном архиве Российской империи. И уже тогда оценить какими материалами романовского архива может распологать в своей работе над "Историей Петра" . "Скопляю матерьялы"- возможно означало и архивные поиски. Хотя конспект "Деяний" Голикова уже тогда cоздается. Весной 1836-го он мечтал "зарыться" именно в московских архивах. Поэтому трудно сказать,работал ли он летом-осенью в архивах Петрбурга. Ответить на вопрос помог бы список документов там хранившихся. Кроме того, Пушкин мог повторно ознакомиться с какими-либо документами, известными ему с 1834 года. Мог обратиться за справкой, благо он в не Москве. Например, когда Пушкин мог сделать копии писем Петра князю Василию Долгорукому? И точно ли, что они сделаны не в архиве? В сборнике "Рукою Пушкина", 1935 г. стр. 594 отмечено, что копия находится "в тетради № 2388 В, лист тонкой голубой бумаги в большую четвертку («конторского» формата), с золотым обрезом, употреблявшейся Пушкиным в 1835—1836 гг". В рабочую тетрадь Пушкин мог перенести копии позднее, первоначально имея перед глазами оригиналы.

Эхо : что тутачки делаится! гляньте, ка: пушкин-та наш подделки творил, не сходя с письменного сваво места! да как славненько! ну а вы б Саша, уважаемый всеми ученый, разъяснили б народу: а пошто поэт в таки подделщики подвизалси? в образ входил что ли? АРТИСТ!

Кот: Уважаемое Эхо, скорее всего Вы правы. Кто-то (не могу вспомнить, кто именно) высказывал мысль, что Пушкин пытался воспроизвести почерк Петра именно для того, чтобы почувствовать его манеру письма, его характер, то есть в каком-то смысле - именно войти в образ. Мне кажется, что (с большой вероятностью) так и было.

Эхо : артист он и есть АРТИСТ!

Таша: Вы, уважаемое Эхо, тоже у нас большой Артист! "В тебе сто лиц и значит сто ролей..."

Таша: Возвращаюсь, уважаемый Кот, к вопросу об архивных выписках Пушкина, работавшего над историей Петра. Вы как-то заметили: я не собираюсь утверждать, что у Пушкина не было никаких архивных выписок. Я только сетую на то, что ни самих выписок, ни каких-либо ясных отражений этих выписок нигде не обнаруживается в том, что нам доступно сейчас. В подтверждение Ваших слов хочу привести ссылку на наш любимый ФЭБ, где есть статья П. Попова 1934 года на ту же тему. Автор проанализировал все известные нам пушкинские тетради с записями о Петре и убедительно показал, что при их создании Пушкин не пользовался НИЧЕМ, кроме Голикова и еще нескольких авторов! http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lit/lit-467-.htm Попов пишет в частности: "В основе всех рукописей, равно как и всех перечисленных выше опубликованных текстов, лежит единый литературный источник — «Деяния Петра Великого» Голикова, девять первых томов которого изучались Пушкиным, в соответствии с чем он и составлял свои записи, располагая их погодно. В ИРЛИ имеется 22 таких тетради. Можно предполагать, что всех тетрадей было 31..." Попов также показал, с какой бешенной интенсивностью работал Пушкин над Голиковым, просматривая и конспектируя иногда и по 100 его страниц за день! Но вся эта работа пришлась, по мнению исследователя, на 1834-1835 год! А вот и вывод Попова, не самый оптимистический: "Анализируемые нами рукописи 1835 г. во всяком случае не обнаруживают следов каких-либо предшествующих архивных занятий; работа с текстом Голикова была довольно элементарна, и в ней отразилась бы подготовленность Пушкина, если бы до того им была проделана планомерно какая-либо архивная работа. До конца своей жизни Пушкин считал себя плохо ориентированным в литературе эпохи Петра I. Известно письмо его к М. А. Корфу от 14 октября 1836 г., в котором он благодарит его за присылку списка книг по Петру I: «прочитав эту номенклатуру, — пишет Пушкин, — я испугался и устыдился: большая часть цитованных книг мне неизвестна»..." Не знаю, как в связи с этим рассматривать заявления самого Пушкина и его друзей о его интенсивной работе в архивах? Куда и зачем он тогда "зарывался" и "зарывался" ли вообще? Если нет, то нетрудно представить, как тяжко ему было ожидание того, что царь спросит его, как же продвигается работа, а ответить будет нечего...

Кот: Уважаемая Таша, уже однажды цитированный на нашем форуме уважаемой Мартой Фейнберг как раз пытался показать, что точка зрения Попова неверна и что Пушкин работал в архивах. Фейнберг даже пытался показать, с какими конкретно делами Пушкин, по его мнению, был знаком. Правда, Фейнберг делал это очень эмоционально, но не всегда достаточно обоснованно. Но особых возражений он не встречал, и его точка зрения получила достаточно широкое распространение. Чуть ли не единственной статьей с критикой позиции Фейнберга была статья того же Попова 1958 г., но, как я убедился, прошедшая фактически незамеченной пушкинистами, в том числе, кажется, и Фейнбергом, так как он никогда о ней не упоминал и не отвечал на нее. Кстати, а знаете ли Вы что-нибудь об этом П.С.Попове? Это был очень интересный человек. Но об этом, пожалуй, более уместно сказать несколько слов на ветке, посвященной пушкинистам.

Natalie: Павел Сергеевич Попов, по всей видимости, - второй (с 1926г.) муж внучки Льва Толстого Анны Ильиничны, приятельницы М. А. Булгакова? Хотелось бы о узнать о нем что-нибудь поподробнее, так как он, кажется, был дружен и с нашим Борисом Валентиновичем Шапошниковым, который в 1936 году существенно обновил экспозицию музея в пушкинской квартире на Мойке, 12. Перебираемся на ветку "Пушкинисты"?

Эхо : хочь и не последние то творчески замыслы пушкина, а поговорить охота. я, это, пра скаску о золотом питушке, которай все кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!» сколько серьозно пушкин про все то думал, про што в той скаске написал? вить напичатал он иё када? а скажу вам, братцы, када. НАИПЕРВЕЙШИГО АПРЕЛЮ - вот када!

Марта: С 1 апреля всех!

Muza: Дорогое Эхо! Первое апреля - это оболочка, внутри которой - "Сказка - ложь, да в ней намек..."

Зизи: В 1834-36 г.г., насколько я помню, Пушкин думал и о романе "Русский Пелам". И совсем недавно я узнала, что одновременно с "Русским Пеламом" Пушкин начинал повесть из римской жизни. И, возможно, этот загадочный замысел следует связать с его давним желанием написать произведение о Христе. Это правда?

Cаша: Здесь сложно что-то предполагать, уважаемая Зизи. О замысле этого романа-эпопеи Пушкина мы можем судить, по большей части, только по сохранившимся планам. Мне всегда казалась, что "Русский Пелам"-это роман из близкой Пушкину эпохи, даже современной ему. Пелымов (еще одна фамилия - по названию сибирской реки) мог жить среди знакомых Пушкина, и сам образ - собирательный. А некоторые исследователи прямо называли самого Нащокина его прямым прототипом. P.S. Где -то наше Эхо пропадает, а бодрый якобинец все так и пляшет.

Зизи: Спасибо, уважаемый Саша! О "Русском Пеламе" все-таки сохранились хоть какие-то упоминания. Я слышала даже нечто вроде того, что Пушкин задумывал роман о всей русской жизни - " от декабристов до лесных разбойников". А что Вам известно о замысле романа из римской жизни?

бык: Зизи пишет: А что Вам известно о замысле романа из римской жизни? Вот меня тоже этот вопрос заинтересовал.

Таша: Боюсь, что с вопросами уважаемых Зизи и быка нам придется обратиться в отдел пушкиноведения Пушкинского Дома. Там они занимаются именно замыслами, воплощенными и не очень. Нам за ними в этом деле не угнаться. да и стоит ли гоняться, когда они уже этим занимаются и публикуют результаты своих занятий в многочисленных книгах и статьях?

Cаша: И сколько будут изучать Пушкина, столько раз мы будем узнавать что-то новое, а иногда противоположное тому, что давно утверждается в науке. Например, Анна Ахматова, в отличие от всех исследователей, считала "Повесть из римской жизни" вполне оформленным и законченным произведением.

Зизи: Cаша пишет: вполне оформленным и законченным произведением. "О, сколько нам открытий чудных..."

Таша: Ахматова - поэт. Ей виделось большее, чем нам, смертным. Вот она и увидела в незавершенном замысле оформленность и завершенность.

Cаша: Произведение оставлено Пушкиным как часто бывало, но: ..Дотоль роман не кончен — нет причины Его прервать... к тому же план счастлив...

Зизи: Cаша пишет вместе с Пушкиным: .Дотоль роман не кончен — нет причины Но с другой стороны: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Таша: Зизи пишет: Но с другой стороны: Так это же, уважаемая Зизи, не с другой, а с той же самой стороны. Уважаемый Саша, ведь, опустил начало фразы: Ты говоришь: пока Онегин жив, Дотоль роман не кончен. то есть, Онегин еще не "оставил, не допив до дна"

бык: Понятно, понятно! Пока Онегин (персонаж) жив - роман не кончен, но произведение-то закончено, хоть и с сожалением, но с блаженством Зизи пишет вместе с Пушкиным: Блажен, кто праздник жизни рано рано, т.е. вовремя; надо уметь вовремя остановиться

Зизи: Ну, я примерно это и имела в виду, спасибо!

смотритель: «рано, т.е. вовремя; надо уметь вовремя остановиться» наконец-то понял, что за аватар-ка у быка и откуда он взялся - из Сада Блаженнных, праздник жизни рано остановивших: хоть в цилиндре, хоть в кокошнике, хоть и вовсе без ничего; веселый, однако, паноптикум чистилищный, разве что Пушкина не хватает

Таша: смотритель пишет: праздник жизни рано остановивших Среди изображенных на этом части известного полотна Г. Г. Чернецова "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" один только А. Н. Оленин завершил праздник своей жизни в 1843 году, родившись в 1764-ом. И в наше время (не то что в пушкинское) "уход" на 79-ом году жизни навряд ли можно считать ранним.

смотритель: разумеется ... увлекся видениями, вспомнился Дант, разные иллюстрации к нему ...

Таша: Есть о чем задуматься. Был еще Крон-повелитель, в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела...

смотритель: О! так Он - робею имя всуе произнесть - Зевесом будет, может... умолкаю так может тут у вас фильял Олимпа, а вы - Его законные... полпреды?

Таша: Кажется, мы увлеклись непушкинскими творческими замыслами...

бык: А, может быть, смотритель знает что-то интересное о тех самых замыслах романа из римско-греческой жизни: Зевс, Олимп и т.п. Изъясняется он загадками. А "человек стремится в простоту", как говорил Окуджава (см. ветку "Любимые авторы")

Cаша: Посмотрите, друзья, на экземпляр издания, которое держал в своих руках Пушкин в последний месяц жизни, когда работал над "Заметками о книге С. П. Крашенинникова "Описание земли Камчатки". Тираж всего 912 экземпляров! В библиотеке Пушкина было именно это- второе издание труда Крашенинникова, 1786 г. http://sales-books.by.ru/krash.htm

Кот: Да, уважаемый Саша, нашел замечательный сайт. Какое богатство на нем выкладывается! Сколько там еще всего! И пушкинские первые публикации, и "Полярная звезда" .............. Невозможно оторваться!

Зизи: Это потрясающе! Начинаешь уважать интернет!

Эхо : и я уж цельный день сижу на том сайти! боюся сайти с ниво - вдруг испаритс-си? такое ж чудо расчудеснае!

Марта: "Накануне отъезда Гоголя за границу, Пушкин, по словам Якима (гоголевского слуги), просидел у него в квартире всю ночь напролёт. Он читал начатые им сочинени. Это было последнее их свидание". (Гр.П.Данилевский. Знакомство с Гоголем. Сочинения, изд. 9-е, Х111,121) Это я прочла в книге Вересаева "Гоголь в жизни". Речь о последних творческих замыслах? Что читал он Гоголю?

Зизи: Моя фантазия. Я читала, что, Пушкин и Гоголь сблизились еще и потому, что Пушкин был в это время увлечен историей Малороссией и народными легендами. Может быть, что-нибудь из этого читал Пушкин Гоголю накануне его отъезда?

Марта: Не знаю. Даже и не фантазируется... И в домашней библиотеке ничего бошьше не нашла. Да сейчас и некогда. Но всё же... Что было читано?

Таша: Гоголь выехал из Петербурга 6 июня по ст.ст. Пушкин мог читать ему все, что готовил в это время для своего "Современника", то, что выйдет в III-IV томах, в том числе главы из "Капитанской дочки". Но прежде, чем решать этот вопрос, не мешало бы выяснить, а понимал ли Яким, ЧТО читает Пушкин Гоголю: свои ли произведения, письма ли А. И. Тургенева из-за границы, критические ли статьи на тот же "Ревизор", которые уже стали появляться в журналах?...

Кот: А еще надо вспомнить, что Гоголь писал из-за границы Жуковскому 28 июня по новому стилю (16 июня - по старому) из Гамбурга: Даже с Пушкиным я не успел и не мог проститься; впрочем, он в этом виноват Так что вряд ли Пушкин что-то читал Гоголю накануне отъезда его за границу. Что-то тут не так. Может быть, Яким и не выдумал это полностью. Могли Пушкин с Гоголем что-то читать перед другими отъездами, например, в 1835 году. Когда кто-то (Данилевский в данном случае) рассказывает что-то из прошлого со слов другого человека (Якима), то это всегд чревато непредсказуемыми ошибками и искажениями, хотя, конечно, и не всегда.

петушок: Кот пишет: это всегд чревато непредсказуемыми ошибками и искажениями, хотя, конечно, и не всегда. Неопределенное выражение.

Кот: Спасибо, уваждаемый Петушок, за замечание. Я сам всегда стараюсь избегать таких огрехов, но и на старушку бывает прорушка. Конечно, имелось в виду: это часто чревато .... и т.д.

Марта: Григорий Петрович Данилевский (1829-1890) пишет опять же и там же о Якиме: "(Яким, слуга Гоголя, о Пушкине:)"Они так любили барина. Бывало, снег, дождь, слякоть, а они в своей шинельке бегут сюда. По целым ночам у барина просиживали, слушая, как наш-то читал им вои сочинения, либо читая ему свои стихи. По словам Якима, Пушкин заходя к Гоголю и не зставая его, с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового. Он с любовью следил за развитием Гоголя и всё твердил ему: "пишите, пишите", а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда веселый и в духе". И ещё о Якиме: "Перед отъездом за границу Гоголь сделал распоряжение, чтобы выпустить Якима (своего крепостного слугу) на волю, и написал об этом матери. Но Яким сам не захотел этого". (В.П.Горленко. Миргород и Яновщина. Рус.Арх.,1893,1,303) Вот дался мне этот Яким! За границу Гоголь отправился с А.С.Данилевским. Это у Шенрока: "6 июня 1836 года Гоголь двинулся в сообществе своего друга А.С.Данилевского за границу". Гр.П.Данилевский был очень молод, когда умер Гоголь. С чьих же слов он писал воспоминания о Гоголе? Может, со слов А.С.Данилевского?

Зизи: Про то, что Пушкин рылся в бумагах Гоголя в его отсутствие, я тоже где-то читала. Еще помню, что там же было написано, что, якобы Пушкин требовал от Гоголя по статье в неделю (для "Современника" что ли?), а Гоголь сокрушался, что не умеет так писать. А кто это вспоминал, сама я не припомню. Может, тот же Яким? В общем, получилось сообщение для ветки "Лиза хохотала", извините уж...

Кот: Уважаемая Зизи, не знаю - рылся ли Пушкин в бумагах Гоголя, но что он заходил к Гоголю в отсутствие Николая Васильевича и даже использовал какую-то бумажку на столе Гоголя, чтобы написать записку, видно из письма Гоголя к Пушкину от 23 декабря 1833 г.: Естли бы вы знали, как я жалел, что застал вместо вас одну записку вашу на моем столе.

Марта: А ведь и было им что почитать друг другу! Когда Пушкин получил разрешение на издание "Современника", он пригласил в ближайшие сотрудники Гоголя. Приглашены были и другие известные литераторы, но Гоголь был в этом списке первым. Так пишет Золотусский (в книге о Гоголе в серии "ЖЗЛ"). Там же дальше: "... Гоголь бывает у Пушкина (Пушкин - реже у Гоголя), читает ему свои повести и пьесы, Пушкин правит корректуру "Арабесок (и, может быть, "Миргорода"), ... Пушкин смеется "Повести о том, как поссорился ... " и "Женитьбе". Он в курсе всех дел и планов Гоголя. ... Чуть что Гоголь отправляет к нему слугу с запиской, чтоб Пушкин то-то прочёл и, если надо, выправил... ". Яким-то мог бы и сам чему-то научиться...?

Зизи: "Мечты Гоголя сбылись - он обрел дружбу с первым поэтом России! Гоголь происходил из хуторских, захудалых дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания. Пушкин почувствовал в Гоголе такой талант, который все искупал. Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека. Пушкин уважительно и задушевно обращался с Гоголем. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах Гоголя, выуживал и читал их. Гоголь сочинял все по-своему, выдумывал новые слова, использовал малороссийские выражения, нарушал правила правописания и грамматики. Получалось смешно и увлекательно - "неправильный" язык Гоголя передавал приключенческий и волшебный дух его историй. Предания старины, легенды о пугачевском бунте, о царствовании Петра Первого и славе предков вдохновляли Пушкина. Когда он встретился с Гоголем, тот был увлечен историей Малороссии и народными легендами. Надо ли удивляться, что Пушкин и Гоголь коротко сошлись? Спесивые бездельники, которых ничего не трогало, кроме своих интересов, не могли понять, почему Пушкин так внимателен к Гоголю. Пушкин увлекался не только рассказами Гоголя, он пытался "прочитать" самого Гоголя, получше узнать "хитрого малоросса". Из книги Юрия Нечипоренко "Вокруг Гоголя". Автор использовал материалы В. Вересаева. Все это, конечно, не очень документально, я понимаю! Там же: "Гоголь вел себя с Пушкиным так мило и хитро, что выклянчил у него несколько сюжетов, которые тот придумал для себя. Гоголь ссылался на отсутствие достойных тем и высоких идей, которые бы его могли увлечь, на хандру и невозможность писать, сумел разжалобить Пушкина и получил от него сюжеты комедии "Ревизора" и романа "Мертвые души". Эти вещи стали главными свершениями Гоголя. Пушкин шутя жаловался друзьям, что "хитрый малоросс украл" у него лучшие сюжеты". И в этой же книге (не буду вас утомлять) о том, что Пушкин требовал от Гоголя статей.

Марта: СПАСИБО, ЗИЗИ!!! ... не имел ни хороших манер, ни блестящего образования... О светской недостаточности Гоголя я читала где-то ещё. Может быть, у Ю.Дружникова? Но эту книгу я уже сдала в библиотеку. Да и не уверена, что именно там...

Таша: По поводу того, всегда ли смеялся Пушкин, слушая чтение Гоголем его произведений. Сам Гоголь впоследствии писал: Когда я начал читать Пушкину первые главы из М<ертвых> д<уш>, в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачней, сумрачней, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтенье кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!»

Марта: Да, я это читала. Когда не стало Пушкина, Гоголь был в Париже и, получив известие о гибели Пушкина, очень переживал.

Зизи: Вот это четверостишие Пушкина - один из творчески замыслов? Мне кажется, что начатое так глубоко, стихотворение не могло быть законченным. В комментариях обычно пишут, что эти строки - дань увлечения Вольтером. Еще в ребячестве, бессмысленный и злой, Я встретил старика с плешивой головой, С очами быстрыми, зерцалом мысли зыбкой, С устами, сжатыми наморщенной улыбкой.

петушок: Зизи пишет: обычно пишут, что эти строки - дань увлечения Вольтером. Вы знаете другое имя этого старика?

Зизи: Мне не совсем понятен вопрос, уважаемый Петушок? Вы имеете в виду, знаю ли я другое имя Вольтера, кроме названного мною того же Вольтера? Или имя безымянного старика? Как звали Вольтера, я знаю, уважаемый Петушок! А вот имени безымянного старика - нет! А Вы знаете? И о творческих замыслах Пушкина в связи с этим четверостишием тоже знаете?

Таша: Не стану вмешиваться в этот интеллектуальный спор, так как знаю только имя Вольтера и больше НИЧЕГОШЕНЬКИ.

Зизи: Я тоже!

бык: Зизи пишет: дань увлечения Вольтером. А в каком году написано четверостишие? Если это дань увлечению Вольтером, могло оно быть написано не в последние годы жизни?

Таша: Принято считать, что это позднее поэтическое признание Пушкина. См.: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is7/is7-086-.htm

барышня-крестьянка: Как жаль, что мы так мало знаем о последних творческих замыслах Пушкина! Это ведь Жуковский сказал, что Пушкин как поэт только начинался?

Cаша: И это,уважаемая Барышня-крестьянка, подготовка 5-го тома "Современника", в котором должны были появиться и работы самого издателя.

Зизи: Т.Г. Цявловская считала, что к неосуществленным последним замыслам относится и драматическое произведение Пушкина "Влюбленный бес". Мы о нем уже говорили? Что вы об этом знаете?

Cаша: В качестве приложения, статья Т.Г.Цявловской была включена в том 18-ый переиздания большого полного собрания сочинений, осуществленного в 1994-97 гг. издательством "Воскресенье", как прослеживание связей с "адскими" рисунками Пушкина.

Зизи: И еще в журнале "Русская литература", который издает ИРЛИ, в № 4 за 2006 была опубликована статья С.А. Фомичева прямо с названием для нашей ветки "Камчатка - страна печальная..." Последний творческий замысел Пушкина". Кто-нибудь ее читал?

Марта: Увы, не читала...

Кот: Интересно - сколько претендентов на звание "последнего творческого замысла" Пушкина!

бык: Это, наверное, выяснить невозможно! Все названные (или еще не названные) произведения могут называться "последними". Может быть, они, что называется, все были "в работе". Одновременно

Кот: Именно так я и думаю, уважаемый Бык.

Марта: "Мы проводили вечер на даче у княгини Д." тоже одно из последних?

Марта: Забыла добавить сюда, что очень люблю перечитывать "Архив княгини Д" А. Апухтина, написанный в любимой мною эпистолярной форме. Надо будет опять перечитать. Так поднимает настроение! Одно только воспоминание о создании "Общества спасания /так - М./ погибающих девиц" вызывает улыбку до сих пор, хотя сколько раз уже читано! Но вот что удивительно. Почему и у Пушкина, и у Апухтина "княгиня Д". Обычно ведь ставится "N" или "NN".

бык: Марта пишет: очень люблю перечитывать "Архив княгини Д" А. Апухтина Не читал! Позор! А это доступный вид литературы или надо приложить усилия, чтобы найти этот "Архив"?

Марта: Что Вы, что Вы, уважаемый Бык! Не казнитесь... Зато я Вам завидую: Вы-то еще не читали, а я - уже. Одно утешает, что перечитаю ещё раз! Это доступный вид литературы: сборник произведений, изданный большим тиражом очень давно. Надеюсь, что это будет в любом сборнике Апухтина. Апухтин - ангел утешитель!

бык: Разговор об Апухтине хотел бы пернести на ветку о писателях.

барышня-крестьянка: шнурок пишет: довелось с недельку пожить на его родине, город Болхов какое это имеет отношение к последним творческим замыслам Пушкина?

барышня-крестьянка: шнурок пишет: оторвите Ваши глазки от работы Вашей срочной Ваши личные путешествия какое отношение имеют к поэзии Пушкина? Хотя вы же уже давно возомнили себя УМНЕЙШИМ И ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ ШНУРКОВ!!!

Зизи: На ветке "Стихи 1836 Г." я уже привела отрывок из какой-то неоконченной задумки Пушкина. Или это была миниатюра, шутка гения? Вот эти стихи: Забыв и рощу и свободу, Невольный чижик надо мной Зерно клюет и брызжет воду, И песнью тешится живой.

Зизи: "Нам вопросы бесспорные, Как всегда, не озвучили".

Зизи: Ой, и правда! Сообщения моего оппонента исчезли. Получается, что я сама с собой беседую! Это смешно!

Кот: Уважаемая Зизи! Невольно вспоминается Раневская в "Весне": -А я с кем разговариваю? Сама с собой? Сама с собой. Значит все в порядке? Значит все в порядке. Спокойной ночи? Спокойной ночи!

Зизи: Спасибо за напоминание о Раневской!

бык: "Цезарь путешествовал". Что это за произведение Пушкина? О чем оно должно было быть?

Зизи: Мы когда-то упоминали произведение Пушкина на античную тему. Я об этом, к сожалению, ничего не знаю. Да кажется и ответа не было, что это за произведение. "Цезарь путешествовал" не то же самое? Я даже не слышала, что у Пушкина был подобный творческий замысел.

бык: И, похоже, что никто не знает...

Cаша: Прозаический отрывок "Цезарь путешествовал, мы с Титом Петронием следовали за ним издали..." достаточно пространное погружение Пушкина в античный мир. Трудно сказать, насколько обширен был замысел Пушкина. При издании отрывка, редакторы дали ему заглавие "Повесть из римской жизни". И это заглавие прижилось. Мнения исследователей о достоинствах и значении этого прозаического опуса Пушкина разделились. Например, Анна Ахматова считала это произведение уже окончательно оформившимся и вполне законченным. Хотя ее мнение разделяли не все.

Кот: Есть мнение, что замысел "Повести из римской жизни" возник еще в 1833 году: 1833. Май, после 27 … Июнь, до 8. Петербург. Пушкин делает первые наброски <Повести из римской жизни> («Цезарь путешествовал») (ПД, № 839, лл. 60 об – 61 об.). Пушкин. Т.8. С. 387 – 390. . Здесь датируется: ноябрь 1833. Я. Л. Левкович (см.: Пушкин. Исслед. и мат. Т. XVI-XVII. С. 67, 75) по положению набросков в рабочей тетради датировала их: «начало (до 8) июня», так как они расположены после письма к П. И. Соколову, писанного заведомо после 27 мая (см. выше), но до письма к И. И. Дмитриеву, писанного заведомо до 8 июня (см. ниже). Мы принимаем датировку Я. Л. Левкович, полагая только, что нижнюю границу можно сдвинуть на последние числа мая. А продолжил работу Пушкин уже в январе 1835 г.: 1835. Январь. Петербург. Пушкин пишет стихотворение «Кто из богов мне возвратил» (ПД, №№ 224, 980), перевод оды Горация «К Помпею Вару». Пушкин. Т. 3. С. 389, 1259. Здесь датируется предположительно первой половиной 1835 г. И. З. Сурат уточняет датировку, учитывая, что 11 января 1835 г. исполнилось десять лет со дня приезда И. И. Пущина к Пушкину в Михайловское. «Эта дата не могла пройти мимо сознания Пушкина, и очень вероятно, что именно она стала причиной его обращения к оде Горация», - пишет Сурат и датирует этот перевод январем 1835 г. (см.: Моск. пушкинист. 4. С. 104). Менее убедительно предположение Л. М. Аринштейна, который относит стихотворение к марту - апрелю 1836 года, связывая его с получением письма от В. К. Кюхельбекера (см.: 21.04.1836), написанного 12.02.1836 (см.: Россия, Запад, Восток: Встречные течения. К 100-летию со дня рождения академика М. П. Алексеева. СПб. 1996. С. 223). 1835. Январь. Петербург. Пушкин работает над <Повестью из римской жизни> («Цезарь путешествовал») (ПД, № 262) (см.: после 27.05…до 08.06.1833), используя в тексте переводы: «(Из Анакреона). Отрывок» («Узнают коней ретивых...») и «Ода LVI» («Поредели, побелели...») (см.: 6.01.1835), а также перевод оды Горация «К Помпею Вару» (см. выше). Пушкин. Т. 8. С. 387 -390.

бык: Спасибо, уважаемый Кот, я наконец-то получил ответ на этот вопрос.



полная версия страницы