Форум » Жизнь Пушкина в доме на Мойке » бюджет Пушкина » Ответить

бюджет Пушкина

Эхо : а на другой веточке, где речь о январской истории, сказано, что серебром оплатили пистолеты. А на что еще пошли эти 2 с лишним тысячи рублей? Сумма немалая! Только получил ее Пушкин, тут вскоре дуэль, а там уж и хоронить его пора, а денег в доме и нет. Куда ж они подевались за пору днев?

Ответов - 233, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Кот: Благодарю уважаемую Ташу за снисходительное отношение к моим дилетантским выступлениям по теме, в которой (я сам это понимаю) я не очень компетентен. А интересных тем у нас действительно много.

Cаша: В связи с Аничковым мостом, вспомнилось письмо к брату из Одессы в 25 августа 1823 г: На хлебах у Воронцова я не стану жить — не хочу и полно — крайность может довести до крайности — мне больно видеть равнодушие отца моего к моему состоянию, хоть письма его очень любезны. Это напоминает мне Петербург — когда, больной, в осеннюю грязь или в трескучие морозы я брал извозчика от Аничкова моста, он вечно бранился за 80 коп. (которых верно б ни ты, ни я не пожалели для слуги). До дома адмирала Клокачева в Коломну. Видимо где-то под башнями Аничкова моста извозчики тогда караулили пассажиров.

Muza: Cаша пишет: вспомнилось письмо Так где же оно?


Cаша: Muza пишет: Cаша пишет: цитата: вспомнилось письмо Так где же оно? Здесь, здесь оно милая Muza, чуть выше... Вы как наш дорогой Петушок, быстрого реагирования, торопыженька... Читатель ждет уж рифму розы...На вот, возьми ее скорей

Маша: А про какое письмо разговор? Или это тоже что-то личное?

Зизи: Маша пишет: А про какое письмо разговор Я так понимаю, что имеется в виду письмо Пушкина, в котором упоминаются извозчики у Аничкова моста. Об этом письме вспомнил Саша.

Маша: Спасибо, любезная Зизи. А то они все объяснили с какими-то странными прискоками

геолог: прискоки у питерских извозчиков?.. у Аничкова моста?.. никогда не слышал, т.е. не видел :)

Таша: Это Вы Сашу с Muzой зовете "питерскими извозчиками"? Вестма оригинальное видение...

геолог: сапиенс, всё же, бог - когда мыслит, а не когда грезит :)

Таша: геолог пишет: сапиенс, всё же, бог - когда мыслит, А чем же тогда по-Вашему ведает Господь Бог?

геолог: все вопросы - к Гёльдерлину :)

Таша: В режиме форума обсуждать это вопрос сложновато. Если в двух словах (как это мне видится), то по Гёльдерлину любимый Вами сапиенс оказывается ближе к "небесному замыслу" не в рационализме своих мыслей, а в поэзии мечтаний. Хотя, как известно, Дельвиг считал, что чем ближе к небу, тем холоднее.

геолог: тогда все вопросы переадресуем рано "сгоревшему" Дельвигу: чем ближе к небу, тем ближе к Солнцу, т.е. тем жарче ... хотя, с другой глубины исходя, можно сгореть и в креазоте, так что без Гёте с Одоевским, опять же - не обойтись :)

Таша: Хотелось бы услышать ответ от него как можно позже. Здесь, ведь, тоже есть о чем поговорить и чем заняться Если вернуться к теме бюджета, то в связи с упоминанием Дельвига, вспомнилась история с изданием в пользу его семьи "Северных цветов". Известно, что Пушкин взялся за это дело, чтобы помочь семье покойного друга. Привлек к работе Сомова, который, как считается в пушкиноведении, расхитил всю прибыль. В результате журнал, приносивший доходы семье Дельвига при его жизни, оказался убыточным. Как тут не вспомнить и историю с пушкинским "Современником"! А портрет свой (кисти Кипренского) Пушкин выкупил у семьи Дельвига именно в связи с неудачей "Северных цветов"? Или раньше? Мы-то рассказываем на Мойке, что он благородно решил помочь вдове покойного друга: просто дать деньги не мог, поэтому придумал выкупить свой же портрет. А, может быть, он просто расплатился за свою неудачу с изданием альманаха?

бык: Насколько я помню, Пушкин приобрел портрет через Плетнева в 1831 г. за 1000 руб. (гонорар за "Бориса Годунова"). Об этом стало известно из письма Плетнева. Или я что-то путаю?

Таша: Кажется, гонорар за Бориса Годунова составил 10 тысяч рублей и был получен в последних числах декабря 1830 года. Он пришелся весьма кстати перед женитьбой Пушкина на "бесприданнице" Или я что-то путаю? 16 февраля Пушкин спрашивал в письме к Плетневу, не продаст ли ему вдова Дельвига его (в письме Пушкина, разумеется, "мой") портрет. А что и когда писал об этом Плетнев?

Кот: Уважаемая Таша! Из приведенного Вами письма Пушкина к Плетневу от 16 феврая 1831 г. следует, что мысль о покупке портрета у вдовы Дельвига возникла у Пушкина за несколько месяцев до издания "Северных цветов" на 1832 г., так что эта мысль не связаны с финансовой неудачей издания альманаха. И еще: я бы не стал писать про Сомова, что он "расхитил всю прибыль". Ничего он не расхищал, просто он был еще худший бухгалтер, чем Пушкин.

Таша: Уважаемый Кот пишет: мысль о покупке портрета у вдовы Дельвига возникла у Пушкина за несколько месяцев до издания "Северных цветов" на 1832 г., Мысль - да, а когда была совершена покупка? Еще уважаемый Кот пишет: я бы не стал писать про Сомова, что он "расхитил И я бы не стала, если не прочитала статью Н. Н. Петруниной в книге "Русская фантастическая проза эпохи романтизма" (Л., 1984), где, в частности сказано: Летом 1831 г. Пушкин принял решение: "выдадим "Северные цветы" в пользу двух сирот", братьев покойного Дельвига. Основная тяжесть хлопот по изданию (и привычных - литературных, и торгово-коммерческих, прежде приходившихся на долю Дельвига) пала на Сомова. Надежд альманах не оправдал, ожидаемой прибыли не принес. А раз Сомов ведал продажей книжек, неудовольствие Пушкина обратилось на него. Литературные противники и просто недоброжелатели Сомова разносили слух, будто он присвоил выручку за альманах и отстранен от дел издания. Последнее было вполне достоверно Сомов не оправдывался, а просто признавал, что "арифметическая бестолковость" никогда не доводила его до добра, и предоставлял в погашение дефицита настоящие и будущие свои доходы. Еще более определенно о дяетельности Сомова выразился Оксман в комментарии к письмам Сомова об издании "Сверных цветов": http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lit/LIT-5512.htm Оксман, в частности, отметил: "Как инициатор и главный редактор альманаха Пушкин должен был принять на себя и некоторые денежные обязательства, связанные с изданием. Ближайшее же наблюдение за печатанием и художественным оформлением книги, сношения с авторами, все расчеты с типографией и книгопродавцами передоверил О. М. Сомову. Последний оказался однако настолько плохим хозяйственником, что издание, игравшее в течение нескольких лет очень заметную роль в бюджете Дельвига, под эгидой Пушкина едва оправдало издержки. Из отпечатанных 1200 экз. альманаха около 500 экз. к концу года оставалось еще у переплетчика, отчетность по продаже остальных была в самом хаотическом состоянии, часть же наличных денежных поступлений от книгопродавцев оказалась фактически растраченной. Документальный материал по истории издания «Северных Цветов на 1832 год», сохранившийся в печатаемой нами серии неизвестных бумаг Пушкина («Тетрадь разным черновым бумагам, оставшимся по смерти А. С. Пушкина», лл. 7, 9, 21, 26, 27), очень важен для уяснения подоплеки не только его случайного конфликта с Сомовым, но и для общей характеристики финансово-технической базы операций «альманашников» 20—30-х годов. <...> С. Д. Комовский, извещая А. М. Языкова 16 ноября о затеваемой Пушкиным большой политической и литературной газете, писал, что Пушкин «Разладил с Сомовым за благоразумное присвоение почтенным Орестом Михайловичем денег, которые выручил от издания «Северных Цветов», вследствие чего должность поверенного и хлопотуна отнята у Ореста и в оную облечен Наркиз Отрешков» («Истор. Вестник» 1883, кн. XII, стр. 535). Бесхозяйственность и денежная некорректность Сомова поставила Пушкина в очень двусмысленное положение перед родными Дельвига".

Кот: Уважаемая Таша! Обратился к этой ветке, чтобы поднять один старый вопрос, и увидел нашу дискуссию по поводу Сомова. Все-таки не стал бы я навешивать на него ярлык расхитителя. Ведь мнения и Петруниной, и Оксмана - это современные попытки интерпретации тех событий. Свидетельство - только одно: Комовского. Да и его назвать свидетельством в точном смысле этого слова нельзя. Он не принимал участия в издании и реализации "Северных цветов". Это - тоже его интерпретация того, что до него дошло. А он не прочь был поязвить. Что, без сомнения, было, так это - бесхозяйственность.



полная версия страницы