Форум » Последнее лето 1836 года » стихотворение "Памятник" » Ответить

стихотворение "Памятник"

Natalie: Принято считать, что "Памятник" написан как завещание, что этим стихотворением Пушкин подвел итоги собственной жизни - жизни поэта. В последней книге заведующей музеем-квартирой Пушкина Г. М. Седовой появление стихотворения связывается с подведением итогов другого пути - 10 летием коронации Николая I. В России этот юбилей должны были отметить и отметили 22 августа 1836 года. А каково Ваше мнение на этот счет?

Ответов - 62, стр: 1 2 3 4 All

Эхо : Спасибо, спасибо! Вы - настоящая Муза, все понимаете, хоть и по-латыни пишитесь!

Muza: Какое странное отыскалось стихотворение Самуила Маршака. Оно, конечно, не о стихотворении Пушкина, но о его памятнике: Пушкин У памятника на закате летом Играют дети. И, склонив главу, Чуть озаренную вечерним светом, Он с возвышенья смотрит на Москву. Шуршат машины, цепью выбегая На площадь из-за каждого угла. Шумит Москва - родная, но другая - И старше и моложе, чем была. А он все тот же. Только год от года У ног его на площади Москвы Все больше собирается народа И все звучнее влажный шум листвы. Участник наших радостей и бедствий Стоит, незыблем в бурю и в грозу, Там, где играл, быть может, в раннем детстве, Как те ребята, что снуют внизу. Или такие, например, его же строчки: По-русски говорим мы с детства, Но волшебство знакомых слов Мы обретаем, как наследство, В сиянье пушкинских стихов. Я вспоминаю край отцов Один знакомый Маршака говорил, что тот знал наизусть все полное собрание сочинений Пушкина. Он мог, читая Пушкина, предложить слушателям другие варианты того же текста, которые также знал напамять. И вдруг такие странные стихотворения. Не понимаю.

Таша: Зато, дорогая Мuzа, Маршак написал актуальное сегодня: Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. Раз апрель приближается, не забудьте о переходе на летнее время!


Кот: Уважаемая Muza! А в чем "странность", на Ваш взгляд, этих стихов Маршака?

Muza: Уважаемый Кот! Стихи Маршака показались мне какими-то надуманными, искусственными. Его переводы и чудные сказки - и в самом деле - "волшебство знакомых слов". А здесь что-то заданное, что-то сдерживает его. Особенно это касается первого стихотворения о памятнике, где все так замечательно начинается, а заканчивается у какого-то "корыта" со щепочками в виде "там", "быть может", "как те", "снуют". Как-то не по-пушкински это все и не по-маршаковски мне показалось. Возможно, все это написано по какому-то важному поводу, что замыкало автора в какой-то тесный костюм?

Таша: Muza, Вы - прелесть! Это я про ваши "щепочки" от корыта

Cаша: Это стихотворение,уважаемая Muza, написанное Маршаком в 1949 году(к 150-летнему юбилею поэта) сейчас трудно осознать. Однако надуманность его только кажущаяся. Нам, живущим в другое время, уже многого не понять и не представить... "Опекушинский" Пушкин cтоял "незыблем в бурю и в грозу" на Тверском бульваре до середины августа 1950-го. По иному тогда "шуршат машины, цепью выбегая". Поэт мог играть в детстве на бульваре, после занятий у Йогеля, там же на Тверском. А вот перед монастырем, стоявшем и в пушкинское время на Страстной площади, это едва ли возможно. И зная сейчас реалии, трудно воспринять то, что чувствовал Маршак, когда 60 лет назад писал свои стихи.

Таша: Спасибо, дорогой Саша, за Маршака. Но Muzу я, отчасти, понимаю: зная всего Пушкина наизусть, можно было написать и что-то более глубокое. Но, вероятно, он чувствовал только это. P.S. Но согласитесь, Саша, "щепки" от разбившегося "корыта" так хороши!

Muza: Дорогие Саша и Таша! Я, конечно же, не специалист-литературовед, как Вы, поэтому прошу относиться к моему мнению как к личному, то есть, менее строго. Иначе уйду в себя, как Эхо, и буду молча наблюдать за вами из своего уголка.

Cаша: Конечно, милая Таша. И куда все подевалось? Не склеть уже, не собрать воедино. А было ли корыто?

Марта: Ой, а Эхо разве ушло?

Muza: По крайней мере, его не видно. Возможно, прячется под маской "Гость", но почему-то не показывается. Гульчатай, покажи личико-ТА!

Эхо :

Марта: Так это Вы перебежали дорогу Пушкину, о, заяц!?

Таша: Марта, а Вы верите, что заяц перебежал-таки дорогу Пушкину в декабре 1825-го?

Марта: Верю. А как же памятник зайцу? У меня и открытка есть с этим зайцем? Таша, его не было? У нас об этом говоорилось?

Таша: Не помню, говорилось ли, но у меня другое мнение. Памятник зайцу - не "Памятник" Пушкина. Для меня его авторитет невелик. Нет! Вспомнила: говоhили уже об этом, и Саша даже обложку книжки Битова сканировал с мордой этого самого заица. Нужно поискать, на какой это ветке. Удаляюсь на поиск

Таша: Нашла, Марта! Это на ветке "предсказание смерти", где говорили о суевериях Пушкина, и Вы же заметили: "Но вспомним здесь ещё и зайца, который перебежал дорогу Пушкину". Ответы можете посмотреть на той ветке, начиная со 2 февраля.

Кот: Уважаемая Muza! Здесь уже успели от Маршака перейти к зайцу, но я просто только сейчас попал на форум и прочитал Ваш ответ на мой вопрос. Думаю, что Маршак хоть и написал это в юбилейный год, но, без сомнения, написал вполне искренне, и по сравнению с некоторыми другими юбилейными стихами, маршаковские воспринимаются как вполне личные. Просто почему-то, действительно, в переводах и детских стихах Маршак был намного ярче, чем в стихах "взрослых". Видно, таков был его талант. И с этим уже ничего не поделаешь.

Muza: Спасибо Вам, уважаемый Кот! После Ваших слов в моем сознании кое-что прояснилось. Я, ведь, не хотела сказать о Маршаке что-то обидное, поэтому и написала, что его строки о Пушкине мне показались какими-то странными. Это значит, что мне верилось, что он мог бы сказать о любимом поэте поярче, как Вы выразились. Вы пишите: Видно, таков был его талант Может виноват и талант, а, быть может, время, в которое ему пришлось жить, когда в детских стихах и переводах ты свободен, а во взрослых чувствуешь грозное дыхание за плечом?



полная версия страницы