Форум » Хроника событий » предсказание смерти » Ответить

предсказание смерти

Muza: Друзья, не зная в какую тему поместить свой вопрос, решилась на создание новой темы. Думаю, что она уместна на ветке Хроники событий. Если нет, пусть администрация переведет тему, куда посчитает нужным. Мне хочется вспомнить накануне дней дуэли и смерти Пушкина о знаменитом предсказании старой немки - гадалки Александры Филипповны Киргоф. Знакомые Пушкина вспоминали, что в 1818 году в Петербурге она предсказала Пушкину несколько потрясающих событий и даже его раннюю смерть. Предсказание было о том, что он, во-первых, скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников, в-четвертых, что он дважды подвергнется ссылке, в-пятых, что проживет долго, если на 37-м году жизни не случится с ним никакой беды от белой лошади, или от белой головы, или белого человека... которых и должен он опасаться. Когда Пушкин пришел от гадлки домой, то нашел у себя письмо с деньгами (совершенно неожиданный для него старый долг лицейского товарища), а через несколько дней ему было сделано предложение по службе, затем была ссылка. Оставалось ждать встречи с белым человеком. Забыл ли об этом Пушкин в январе 1837 года, когда конфликтовал с белокурым Дантесом? Или же, помня о предсказании, испытывал судьбу?

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

Эхо : а Вы не могли бы разъяснить, о каком именно предложении по службе в 1818 году шла речь, и какие имелись в виду ссылки? Вначале, ведь Пушкин был сослан в Кишинев к Инзову, потом в Одессу к Воронцову (это две или одна?) и уж потом в Михайловское (то есть уже третья, или все же вторая?)

Светлана: Эхо пишет: а Вы не могли бы разъяснить, о каком именно предложении по службе в 1818 году шла речь, и какие имелись в виду ссылки? Вначале, ведь Пушкин был сослан в Кишинев к Инзову, потом в Одессу к Воронцову (это две или одна?) и уж потом в Михайловское (то есть уже третья, или все же вторая?) Из воспоминаний Л.С.Пушкина (о "повышении по службе"). "...Она (Кирхгоф) сказала ему между прочим: "Вы сегодня будете иметь разговор о службе и получите письмо с деньгами". О службе Пушкин никогда не говорил и не думал; письма с деньгами получать ему было не откуда. Деньги он мог иметь только от отца, но, живя у него в доме, он получил бы их, конечно, без письма. Пушкин не обратил внимания на предсказания гадальщицы. Вечером того дня, выходя из театра до окончания представления, он встретился на разъезде с генералом А.Ф.Орловым. Они разговорились. Орлов коснулся до службы и советовал Пушкину оставить свое министерство и надеть эполеты. Разговор продолжался довольно долго, по крайней мере, это был самый продолжительный из всех, которые он имел о сем предмете. Возвратясь домой, он нашел у себя письмо с деньгами. Оно было от одного лицейского товарища..." Видимо, "повышение о службе" - это предложение А.Ф.Орлова :) Насчет ссылок я думаю, что первая ссылка была на юг (и в Кишинев, и в Одессу - это практически одна и та же ссылка, только Пушкина перевели от Инзова под начало Воронцова), вторая ссылка - в Михайловское.

Светлана: Muza пишет: Забыл ли об этом Пушкин в январе 1837 года, когда конфликтовал с белокурым Дантесом? Или же, помня о предсказании, испытывал судьбу? Мне кажется, что Пушкин помнил об этом предсказании всю жизнь... Вот несколько воспоминаний Нащокиной и Вульфа, которые говорили о том, как Пушкин опасался белокурых. В.А.Нащокина: "Не помню, кто именно, но какая-то знаменитая в то время гадальщица предсказала поэту, что он будет убит "от белой головы". С тех пор Пушкин опасался белокурых. Он сам рассказывал, как, возвращаясь из Бессарабии в Петербург после ссылки, в каком-то городе он был приглашен на бал к местному губернатору. В числе гостей Пушкин заметил одного светлоглазого, белокурого офицера, который так пристально и внимательно осматривал поэта, что тот, вспомнив пророчество, поспешил удалиться от него из залы в другую комнату, опасаясь, как бы тот не вздумал его убить. Офицер последовал за ним, и так и проходили они из комнаты в комнату в продолжение большей части вечера. "Мне и совестно и неловко было, - говорил поэт, - и, однако, я должен сознаться, что порядочно-таки струхнул". В другой раз в Москве был такой случай. Пушкин приехал к кн. Зинаиде Александровне Волконской. У нее был на Тверской великолепный собственный дом, главным украшением которого были многочисленные статуи. У одной из статуй отбили руку. Хозяйка была в горе. Кто-то из друзей поэта вызвался прикрепить отбитую руку, а Пушкина попросили подержать лестницу и свечу. Поэт сначала согласился, но, вспомнив, что друг был белокур, поспешно бросил и лестницу и свечу и отбежал в сторону. -Нет, нет, - закричал Пушкин, - я держать лестницу не стану. Ты - белокурый. Можешь упасть и пришибить меня на месте." А.Н.Вульф: "Известно, что Пушкин был очень суеверен. Он сам мне не раз рассказывал факт, с полною верой в его непогрешимость - и: рассказ этот в одном из вариантов попал в печать. Я расскажу так, как слышал от самого Пушкина: в 1817 или 1818 году, то есть вскоре по выпуске из Лицея, Пушкин встретился с одним из своих приятелей, капитаном л.-гв. Измайловского полка (забыл его фамилию). Капитан пригласил поэта зайти к знаменитой в то время в Петербурге какой-то гадальщице: барыня эта мастерски предсказывала по линиям на ладонях к ней приходящих лиц. Поглядела она руку Пушкина и заметила, что у того черты, образующие фигуру, известную в хиромантии под именем стола, обыкновенно сходящиеся к одной стороне ладони, у Пушкина оказались совершенно друг другу параллельными... Ворожея внимательно и долго их рассматривала и наконец объявила, что владелец этой ладони умрет насильственной смертью, его убьет из-за женщины белокурый молодой мужчина... Взглянув затем на ладонь капитана - ворожея с ужасом объявила, что офицер также погибнет насильственной смертью, но погибнет гораздо ранее против его приятеля: быть может, на днях... Молодые люди вышли смущенные... На другой день Пушкин узнал, что капитан убит утром в казармах, одним солдатом. Был ли солдат пьян или приведен был в бешенство каким-нибудь взысканием, сделанным ему капитаном, как бы то ни было, но солдат схватил ружье и штыком заколол своего ротного командира... Столь скорое осуществление одного предсказания ворожеи так подействовало на Пушкина, что тот еще осенью 1835 года, едучи со мной из Петербурга в деревню, вспоминал об этом эпизоде своей молодости и говорил, что ждет и над собой исполнения пророчества колдуньи. Перед дуэлью Пушкин не искал смерти; напротив, надеясь застрелить Дантеса, поэт располагал поплатиться за это лишь новою ссылкою в Михайловское, куда возьмет и жену, и там-то, на свободе предполагал заняться составлением истории Петра Великого. Пушкин <...> до такой степени верил в зловещее пророчество ворожеи, что когда, впоследствии, готовясь к дуэли с известным американцем гр. Толстым, стрелял вместе со мною в цель, то не раз повторял: "Этот меня не убьет, а убьет белокурый, так колдунья пророчила", - и точно, Дантес был белокур." Вульф говорит, что и в 1835 году Пушкин вспоминал об этом эпизоде с предсказанием. Вряд ли он забыл об этом накануне дуэли с Дантесом. Мне кажется, он вообще должен был вспоминать об этом предсказании накануне любой своей дуэли. Я думаю, что в случае дуэли с Дантесом он действительно испытывал судьбу. Кстати, как утверждает Вульф, Пушкин надеялся выйти из этого "испытания" победителем...


Cаша: Muza пишет: Забыл ли об этом Пушкин в январе 1837 года, когда конфликтовал с белокурым Дантесом? Или же, помня о предсказании, испытывал судьбу? Не думаю. Например, когда в салоне Зинаиды Волконской знакомый поэта Андрей Муравьев нечаянно отбил руку статуе Аполлона Бельведерского, кто-то из белокурых друзей Пушкина решил прикрепить руку обратно и попросил Пушкина подержать лестницу и свечу. Пушкин отказался: "Ты -белокурый. Можешь упасть и пришибить меня на месте". Поэт тогда откликнулся стихотворным посланием Муравьеву: Лук звенит, стрела трепещет. И клубясь, издох Пифон. И Твой лик победой блещет, Бельведерский Аполлон! Кто ж вступился за Пифона? Кто разбил твой истукан? Ты, соперник Аполлона, Бельведерский Митрофан. Позднее Пушкин намеревался ехать в Польшу, чтобы участвовать в подавлении восстания. Одного из вождей восставших звали Вейскопф, то есть белоголовый. Пушкин сказал тогда Нащокину: "Посмотри, сбудется слово немки, он непременно убьет меня". Складывается впечатление, что поэт всегда помнил о предсказании.

Cаша: Видимо, пока я писал ответ, подключилась Светлана и привела выдержки из Нащокиной и Вульфа. Молодца! Спасибо.

Светлана: Ой, прошу прощения! Нечаянно опередила Вас :) Про Польшу и Вейскопфа я, кстати, не знала, спасибо :)

Cаша: Ничего страшного,Светлана. Главное, что тема вызвала отклик и живой интерес!

Эхо : Cаша пишет: Главное, что тема вызвала отклик и живой интерес! Еще бы! Тема эта всегда любима, так как многим хочется верить, что смерть Пушкина наступила не просто так, а по "наводке" ВЫСШИХ сил, предупредивших бедного Пушкина через предсказательницу и всякие там приметы... Выходит так: не будь Дантес белокур, глядишь, и проскочил бы Пушкин мимо пули, или пуля мимо него, не знаю, как и сказать... Чудеса, да и только!

Светлана: Эхо пишет: Выходит так: не будь Дантес белокур, глядишь, и проскочил бы Пушкин мимо пули, или пуля мимо него, не знаю, как и сказать... Чудеса, да и только! Я думаю, если бы Дантес был не "белокур" или Пушкин вышел бы победителем из этой дуэли, то об этом "предсказании", скорей всего, даже и не вспомнили бы (так как не "сбылось"). А так получается, что свидетели "оживили" свои воспоминания о гадалке и предсказании именно из-за этой дуэли с "белокурым" Дантесом и печального ее исхода для Пушкина...

Cаша: Светлана пишет: Я думаю, если бы Дантес был не "белокур" или Пушкин вышел бы победителем из этой дуэли, то об этом "предсказании", скорей всего, даже и не вспомнили бы (так как не "сбылось"). А так получается, что свидетели "оживили" свои воспоминания о гадалке и предсказании именно из-за этой дуэли с "белокурым" Дантесом и печального ее исхода для Пушкина... Действительно, события воспринимаемые через призму времени обрастают ореолом фатализма. Современники припоминают все случаи ощущения Пушкиным предопределенности своей судьбы. Он жил, наблюдая приметы: заяц, свет месяца, магическая сила колец... Верил в пророчество. Это и менталитет времени, с культом веры в потусторонние высшие силы и склад поэтической души, если можно так сказать. Старайся наблюдать различные приметы: Пастух и земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день, И майские дожди, младых полей отраду, И мразов ранний хлад, опасный винограду. Так, если лебеди, на лоне тихих вод Плескаясь вечером, окличут твой приход, Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи, Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий Иль бьющий в окны град — а ранний селянин, Готовясь уж косить высокой злак долин, Услыша бури шум, не выйдет на работу И погрузится вновь в ленивую дремоту.

Марта: Примета (одна из многих) Татьяниного дня: если в январе март, то в марте жди января.

Таша: Cаша цитирует стихотворение Пушкина "Приметы": Услыша бури шум, не выйдет на работу И погрузится вновь в ленивую дремоту Читая эти строки, невольно вспоминаешь, как 27 января 1837 года, отправляясь на поединок с Дантесом, услыша ветра шум, Пушкин, вопреки тому, о чем писал, возвратился домой, чтобы переодеться в более теплую шубу. Наверное все-таки были для него вещи (обстоятельства) поважнее примет!

Марта: Конечно, Ташенька, были. Но вспомним здесь ещё и зайца, который перебежал дорогу Пушкину.

Таша: Марта пишет: Но вспомним здесь ещё и зайца, который перебежал дорогу Пушкину Спасибо за напоминание, уважаемая Марта. Однако представляется, что этот пресловутый "заяц" перебежал дорогу не Пушкину, а пушкинистам, которым очень хотелось поверить в байку Пушкина о гипотетической возможности его участия в декабрьском мятеже на Сенатской площади. Зачем он придумал эту байку? Затем, что и ему хотелось поиграть в эти опасные игры с судьбой: а вдруг бы и поехал, а вдруг бы и попал на квартиру к Рылееву в тот самый миг... Что тогда? Ответ один: "И я бы мог, как ..." В реальной же михайловской жизни он действительно собирался сбежать в столицу (но не буквально в канун 14 декабря), и паспорт заготовил от имени П. А. Оспиповой, но - остался. Не исключено, что струсил и сам мог почувствовать себя одним из тех зайцев, которые ежедневно перебегали ему дороги его опально-деревенского существования. Что же в действительности было в то время, когда "друзья, братья, товарищи" осуществляли в столице их давние тайные замыслы, так это "Граф Нулин". Об этом и сказано им: "бывают странные сближения"!

Марта: [Не исключено, что струсил/quote] Неужели? Ведь А.С. не был труслив. Помните вишни во время дуэли, когда он стоял под дулом пистолета?

Таша: Марта пишет: Неужели? Ведь А.С. не был труслив. Знаете, милая Марта, поединок не так опасен для нервов поэта, как косой взгляд какого-нибудь чиновника или полицейского, от которого зависит его судьба. Судите сами: цитирую июльское 1834 года письмо Пушкина к жене: На днях хандра меня взяла, подал я в отставку, но получил от Жуковского такой нагоняй, а от Бенкендорфа такой сухой абшид, что я вструхнул, и Христом и богом прошу, чтобы мне отставку не давали И тогда, в 1825-ом, когда и за границу бежать собирался, и в Петербург самовольно съездить, все же ни на что так и не решился. Пока был в Одессе, чувствовал себя вольнее, но после, когда за ерунду перевели его в глушь михайловскую, призадумался...

Cаша: Таша пишет: Спасибо за напоминание, уважаемая Марта. Однако представляется, что этот пресловутый "заяц" перебежал дорогу не Пушкину, а пушкинистам Например, Андрею Битову. Зайца необходимо "вычитать" . Так что, памятник михайловскому зайчику полне оправдан! Вообще роль случая в судьбе занимает Пушкина. Случай стоит на первом месте среди других вершителей событий и в произведениях Пушкина. В "Пиковой даме" офицеры предлагают разные толкования истории, рассказанной Томским. И ранжирует их сам Пушкин: вначале - случай( что-то неизбежное, фатальное, неподвластное человеку), потом- сказка(а было ли это, кто занет...объяснить невозможно, сомнение), и уже после- порошковые карты(намеренное деяние рук человеческих,способ повлиять на ситуацию).

Эхо : Cаша пишет: Зайца необходимо "вычитать" чоть меня и отчитала администрация форума за неясности изложения вопросов, то бишь - постановки! вопросов, но и вы, господа хорошие весьма невнятно выражаетесь! что значит "вычитать"? похоже на отчитать или выковырять! но Вы-то, друг Саша, на чьей стороне в этом споре: был ли заяц-та?

Cаша: Порой роль гения занимает...заяц. Бывает, что эта замена разрастается до приличного масштаба. Узнаете без грима?

Muza: Cаша пишет: Узнаете без грима? Милый Саша! Я восхищена Вашим стоическо-снисходительным отношением к таким, мягко говоря, кощунственным попыткам подняться над Пушкиным, опуская его на свой низкий уровень. Книгу Битова не читала. Возможно, он что-то там и открыл нового. Надо будет посмотреть, тогда и обсудим. Но то, что сразу видно, - работа художника, решившегося на такую кичевую обложку, - вызывает довольно унылые мысли об уровне нашей сегодняшней культуры. Вы, наверное, скажете, что я устарела со своими мнениями о чистоте жанра, но все же я за такую чистоту!

Cаша: Наверное все потому, что и Вы и я, да и многие выросли на классическом пушкиноведении. И, поэтому, нам проще, мы уверены или, по крайней мере, глубоко чувствуем научность, академичность знания. Нам легко отличить надуманность, парапушкинистичность, если можно так выразиться, от строгой документальной основательности, доказательности, стройности. Но современность и время несет новое, порой наивное, а порой очень достойное, гениальное и прозорливое, но с трудом пробивающееся к читателю. То и другое имеет право и просто обязано жить. Невольно ловишь себя на мысли, что каждая эпоха вносит в наши представления о Пушкине что-то особенное, говоря словами Белинского, "своё суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что - нибудь новое и более верное".

Кот: Уважаемый Саша, я не очень понял Ваше противопоставление наивного гениальному и прозорливому. Наивное, если оно икреннее, а не наигранное, вполне может быть "достойным, гениальным и прозорливым", не умея только выражаться в строгих научных терминах. Я, пожалуй, противопоставил бы гениальности и прозорливости - игру в гениальность, стремление все делать "не так" не потому, что для этого есть аргументы, а потому что это позволяет выделиться и привлечь к себе внимание, отсюда - "сенсационные" открытия, "самобытные" интерпретации фактов и свидетельств и т.п.

Cаша: Согласен с Вами, уважаемый Кот. Часто и наивное, на первый взгляд, оказывается гениальным. Автор, не претендуя на научное открытие, а порой даже не понимая. что у него в руках-уже гений, потому что он не осознал cвою гениальность, а только разглядел необычное, наделенный природным даром его замечать. "И случай - Бог изобретатель"! И кажущуюся изобретателю и другим наивность необходимо разбудить, дать захотеть донести до других. Спасибо автору и за это! Бывает и наоборот, призрачная прозорливым - оказывается на поверку наивным. Тут уже не самобытность, а, скорее, собственная гениальность ощущается "гением", но плодов не приносит. Себя показать, потрафить массовому читателю, жадному до сенсаций, даже обижающемуся, что их не дают. О, такому не просто объяснить, что на "заводе-производителе" сенсаций неполадки... Помешанность на идее: что-то непременно замалчивается, угнетается, прячется. А все запретное дает почву домыслам... И иногда они проявляется в уродливом, вопиющем безобразии, как в случае с книгой Зинухова... Появляется гадание на "Сказке о царе Салтане", "припрятанные" в 1829 году дневники-гороскопы, усматривается некая тайнопись на рисунках поэта. Пушкин - необычный и все, что его окружает должно быть априори необычно волшебным, всенеприменно чудесным. Но, вместе с тем, все что написано должно жить. И оцениваться: достойное-превозноситься, недостоийное-отвергаться. И нами и будущими поколениями. Чтобы не появлялась мысль, дескать что-то замалчивается... Иначе, со временем, это отразится в отвратительно кривом зеркале. А искреннюю наивность, самобытность тем более не угнетать, и даже поддерживать: давайте сомневаться вместе,если сомнение существует, не скрывать, а время оценит...

Эхо : Вы, Саша, - поэт мысли! Шлю Вам другую птичку - соловья!

Кот: Уважаемое Эхо, а Вы уверены, что это - соловей, а не волнистый попугайчик? Чур, не воспринимать этот вопрос как камешек в огород уважаемого Саши, с которым я полностью согласен. Надо бы действительно любое выступление, любую публикацию не замалчивать, а разбирать и пытаться объективно оценивать, но нет сил заставить, например, себя заняться разбором книги Петракова. Ему-то проще - он большую часть своей аргументации оставляет за кадром (и сам об этом говорит), а нас одаривает своими "выводами". Чтобы их подробно разобрать, придется написать книжку, значительно превосходящую его собственную, а на это нет ни времени, ни сил.

Эхо : Кот пишет: Вы уверены, что это - соловей, а не волнистый попугайчик? главное, что поет-заливается в хорошем смысле слова. пусть будет наш соловей!

Кот: Уважаемое Эхо, я согласен - пусть это будет наш форумный соловей!

Марта: У нас всё прекрасно! А наше весёлое и такое радостное, но немного задиристое /что приятно/ Эхо, спасибо ему, и сам поёт-заливается, как соловей. Эхо, спасибо Вам. Если мы отвечаем не сразу, то это только потому, что не хватает времени.

Эхо : Марта пишет: Если мы отвечаем не сразу, то это только потому, что не хватает времени а и то правда: и где взять то ево - времячко? так и норовить сбегнуть от нас, а попробуй удержи ево! жуть!

Марта: Где Вы, Эхо, берете такие чудесные картинки? Не найдётся ли у Вас канарейки, которые раньше были в Михайловском (при Гейченко). 17 февраля будет его юбилей. А вот что за юбилей? Кто знает?

Кот: Уважаемая Марта! Семену Степановичу Гейченко 14 февраля исполнилось бы 105 лет.

Muza: Семен Степанович был человеком старой закваски - в одном лице и едином духе пушкинист и фронтовик. Воевал на фронтах не только великой Отечественной, но и с чиновниками, препятствующими восстановлению заповедника. Многие говорили потом, что он, мол, слишком много брал на себя, создал себе при жизни памятник в музее - домик с самоварами на окнах. Кстати, о канарейках, уважаемая Марта, я к сожалению ничего не знаю. Так вот, на мой взгляд именно ТАКИМИ, как Гейченко, болеющий душой за свое непростое дело, и должны быть настоящие хранители прошлого! Светлая ему память.

Muza: Предлагаю, уважаемые ученые и неученые любители Пушкина, вернуться к теме данного раздела и вспомнить о том, что в эти часы 171 год назад Александр Тургенев усаживался в карету, в которой ему предстояло сопровождать гроб с прахом поэта в Святые Горы. С каким леденящим душу спокойствием, философической отстраненностью он рассказывал о своей печальной мисии: А. И. Тургеневъ — А. И. Нефедьевой. С.-П. Бургъ. 1837 г. Февраля 9-го, утро. Я писалъ къ вамъ въ день моего отъезда. 3 Февр. въ полночь мы отправились изъ Конюшенной церкви, съ теломъ Пушкина, въ путь; я съ почталіономъ въ кибитке позади тела; жандармскій капитанъ впереди онаго. Дядька покойнаго желалъ также проводить остатки своего добраго барина къ последнему его жилищу, куда недавно возилъ онъ же и тело его матери; онъ сталъ на дрогахъ, кои везли ящикъ съ теломъ и непокидалъ его до самой могилы. Ночью проехали мы Софію, Гатчину, къ утру 4-го февраля были уже въ Луге, за 140 верстъ отъ П. бурга, а къ 9-ти часамъ вечера того же дня уже во Пскове; (куда пріехали ровно въ 19 часовъ. Псковъ по новому исчисленію въ 285 верстъ отъ С.-П. Бурга). Это было въ четвергъ, когда у Губернатора Ал. Никит. Пещурова бываютъ вечеринки. Я немедленно къ нему явился, а жандармъ предъявилъ ему бумаги отъ своего начальства и въ ту же ночь послано было къ Архіерею, живущему въ пяти верстахъ отъ Пскова, отношеніе Гр. Протасова о принятіи и о погребеніи тела въ Святогорскомъ Успенскомъ монастыре, а исправнику опочковскому (въ уезде семъ находится монастырь) дано предписаніе снабдить насъ, въ случае нужды, обывательскими лошадьми. Возобновивъ знакомство съ Пещуровымъ, напившись чаю, я отправился въ ночь, опять съ гробомъ и съ жандармомъ, сперва въ городокъ Островъ, где исправникъ, и городничій насъ встретили (за 54 верстъ отъ Пскова) и послали съ нами чиновника далее; за 55 верстъ отъ Острова мы заехали, оставивъ гробъ на последней станціи съ почталіономъ и съ Дядькой, къ Госпоже Осиповой, въ три часа пополудни; она соседка Пушкина, коего деревенька въ версте отъ ея села, и любила П. какъ мать; у ней-то проводилъ онъ большою частію время ссылки своей и все семейство ея оплакиваетъ искренно поэта и добраго соседа. Она уже накануне узнала отъ дочерей, въ П.Бурге живущихъ, о кончине П. и встретила меня какъ хорошаго знакомца и друга П. Мы у ней отобедали, а между темъ она послала своихъ крестьянъ рыть могилу для П. въ монастырь за 4 версты, въ горахъ, отъ нея отлежащій, тамъ-же где положена недавно мать П. После обеда мы туда поехали, скоро прибыло и тело, которое внесли въ верхнюю церковь и поставили до утра тамъ; могилу рыть было трудно въ мерзлой земле и надлежало остаться до утра. Мы возвратились въ Тригорское (такъ называется село Г-жи Осиповой, воспетое Пушкинымъ и Языковымъ); напились чаю, отужинали. Товарищъ мой, ехавшій на перекладныхъ, ушелъ спать, а я остался съ хозяйкой и съ двумя милыми дочерьми ея и пробеседовалъ съ ними до полуночи о делахъ Пушкина, о его жизни деревенской и узналъ многое что небезполезно будетъ для соображеній по деламъ для оставшихся; нашелъ несколько стиховъ его въ Альбуме, публике неизвестныхъ и сдружился съ теми, кои такъ радушно меня приняли и такъ хорошо умеютъ ценить добраго Поэта. На другой день, 5 февраля, на разсвете, поехали мы опять въ Святогорскій монастырь; могилу еще рыли; моимъ гробокопателямъ помагали крестьяне Пушкина, узнавшіе, что гробъ прибылъ туда; между темъ какъ мы пели последнюю панехиду въ церкве, могила была готова для принятія ящика съ гробомъ — и часу въ 7 утра мы опустили его въ землю. Я взялъ несколько горстей сырой земли и несколько сухихъ ветвей растущаго близь могилы дерева для друзей и для себя, а для вдовы — просвиру, которую и отдалъ ей вчера лично. Простившись съ Архимандритомъ, коему поручилъ я отправляясь все надлежащія службы (къ нему заходилъ я накануне) и осмотревъ древнюю церковь и окрестности живописныя монастыря, на горахъ или пригоркахъ стоящаго, я отправился обратно въ Тригорское; оттуда съ дочерью хозяйки, милою, умною и пригожею, я съездилъ въ деревню Пушкина, за ¼ часа по дороге отъ нихъ, а прямо и ближе, осмотрелъ домикъ, садъ, гульбище и две любимыя сосны Поэта, кои для Русскихъ будутъ тоже, что дерево Тасса надъ Ватиканомъ для Италіи и для всей Европы; поговорилъ съ дворникомъ, съ людьми дворовыми, кои желаютъ достаться съ деревнею на часть детямъ покойнаго, полюбовался окрестностями; оне прелестны, какъ сказываютъ, летомъ, и два озера близь самаго сада, украшаютъ ихъ. Здесь-то Поэтъ принималъ впечатленія природы и предавался своей богатой фантазіи; здесь-то виделъ и описывалъ онъ сельскія нравы соседей и находилъ краски и матеріалы для своихъ вымысловъ, столь натуральныхъ и верныхъ и согласныхъ съ прозою и съ Поэзіею сельской жизни въ Россіи. Возвратившись въ Тригорское — мы позавтракали, поблагодарили хозяйку за ея радушное гостепріимство и въ 12-мъ часу отправились въ обратный путь. — 6-го февраля въ воскресенье въ 4-мъ часу утра были уже мы во Пскове; — въ ночной темноте раздавался уже гулъ колоколовъ древняго Пскова, богатаго ими какъ Московскій Кремль; товарищъ мой собрался прямо въ П. бургъ, а я остался на день во Пскове... ... Въ 8 часовъ вечера я выехалъ изъ Пскова третьяго дня, и вчера въ 7 часовъ вечера я былъ уже здесь, на своей квартере; нашелъ письмо отъ брата: Клара и Сашка здоровы и получили мои Синбирскія и Московскія гостинцы. Ввечеру же былъ вчера у вдовы, далъ ей просвиру монастырскую и нашелъ ее ослабевшею отъ горя и отъ безсонницы; но покорною Провиденію. Я перецеловалъ сиротъ-малютокъ и кончилъ вечеръ у Карамзиной, а Вяземскій, Жуковскій и Велгурскій ожидали меня у Вяземскаго и я по сію пору не виделъ ихъ еще и съ почты не получалъ московскихъ писемъ. Посылаю за ними: авось не будетъ ли и отъ васъ! — Вяземскій нездоровъ. Сердце его изстрадалось отъ болезни и кончины Пушкина. Посылаю вамъ прекрасные стихи на кончину Пушкина. Дайте ихъ и это письмо прочесть и Ив. Ив. Дмитріеву и Свербеевымъ и попеняйте последнимъ, что они только одною строчкою и то давнымъ давно меня порадовали. — После воскресенья узнаю, когда мне можно будетъ отсюда выехать; но врядъ ли прежде 10-ти дней. Я ехалъ изъ Пскова до Монастыря почти все по реке Великой и обратно верстъ 30; ибо за Псковомъ и несколько верстъ до Пскова нетъ снега и я иногда запрягалъ по 5-ти лошадей въ кибитку. .. Приписка на поляхъ: Взадъ и впередъ проехалъ я более 800 верстъ.

Кот: Уважаемая Muza, невольно вспоминается письмо Вяземского А.И.Тургеневу от 8 апреля 1836 г.: «Пушкин не пишет к тебе теперь, потому что умерла мать его; что все это время был он в печальных заботах, а сегодня отправился в псковскую деревню, где будет погребена его мать». Мог ли подумать Александр Иванович Тургенев, получив в Париже это письмо, что через десять месяцев по той же самой дороге в ту же самую псковскую деревню именно он, Тургенев, будет сопровождать тело Пушкина ?!

Muza: Да. Такие страшные "сближения" так пугают! Выходит, вот и дождался Пушкин ответа на вопрос: "Где мне смерть пошлет судьбина?..."

Muza: Не знала, куда будет правильнее поместить эту информацию. Решила, что в этом разделе уместнее всего: Наш современник Николай Прожогин был в Сульце в бывшем доме Дантеса (там его почему-то называют замком) и обратил внимание на некоторые детали, которые у меня вызвали какой-то ужас: То, что сохранилось в Сульце от прежнего убранства замка, мы увидели в музее Местной истории. В нем семейству Дантесов отведен целый зал. В витрине - православное, бронзовое с эмалью, распятие, очевидно, из имения Гончаровых. Самовар, наверное, тоже привезенный из России. Туда же перенесены две печи XVIII века - одна облицована фаянсовыми изразцами, другая - чугунная, с фамильным гербом, отлитая на заводе первого поселившегося в Сульце Дантеса. И еще одно изделие из чугуна - мужская фигура в полный рост с прикрепленным на уровне сердца деревянным кругляшом, служившая Жоржу мишенью при стрельбе из пистолета. Хранитель музея мадемуазель Дос Сантос спешит заверить нас, что отливка фигуры датируется 1840-ми годами и, следовательно, отношения к дуэли с Пушкиным не имеет. И все же…

Марта: Я тоже удивлялась, что дом в Сульце называют замком. Домик как домик. Про Прожогина не знала, очень Вам благодарна. Но почему некоторые детали вызывают у Вас ужас? По всему миру рассеяно столько ценностей, которые никак не вернутся на свою историческую родину, что уже и не удивляешься этому. А удивляешься только тогда, когда они возвращаются... Вот это чудо! Или Божий Промысл

Muza: Марта пишет: Но почему некоторые детали вызывают у Вас ужас? Ужас, дорогая Марта, вызывает мужская фигура в полный рост с прикрепленным на уровне сердца деревянным кругляшом, служившая Жоржу мишенью при стрельбе из пистолета! Даже если он стрелял по этой фигуре ПОСЛЕ, не кажется ли Вам, что ему доставляло ОПРЕДЕЛЕННОЕ удовольствие всякий раз попадать в тот самый кругляш, за которым могло мерещиться сердце Пушкина!

Таша: Спасибо, добрая наша Муза! Мне так и видится, как Дантес радостно снова и снова целится и попадает в этот кругляш!

Cаша: В своем фильме "Котильонный принц"(как называла Дантеса Ахматова) Николай Прожогин показал эту фигуру с кругляшом, и даже пистолеты Баранта ему принесли из сейфа в мэрии Амбуаза. Фильм 2002 года неоднократно демонстрировался, часто повторяется и сейчас по телеканалу "Культура". Особенно в дни 6 июня и 10 февраля. Все смотрим телепрограмму в эти дни!

Марта: Я видела этот фильм! Но фамилию Прожогина не вспомнила. В этом фильме есть интервью со Струве, к-й говорит о том, что Жуковского во Франции не знают. Верно?

Cаша: Марта пишет: Я видела этот фильм! Но фамилию Прожогина не вспомнила. В этом фильме есть интервью со Струве, к-й говорит о том, что Жуковского во Франции не знают. Верно? Да, это внук Петра Бернгардовича Струве. Он занимается издательской деятельностью и опубликовал несколько работ деда по связям русской и зарубежной литературы.

Марта: Спасибо, уважаемый Саша мужская фигура в полный рост с прикрепленным на уровне сердца деревянным кругляшом, служившая Жоржу мишенью при стрельбе из пистолета Уважаемая Muza, я не заметила этот ужас! Думала о реституции. Ужас!

Эхо : Марта пишет: Думала о реституции. а вы-та наверняка думали, кабы эти все вешицы да к нам в москву или там в полотняный завод возвратить? не выйдет: француз - он мужик прижимистый, низашто не отдаст, удавится!

Марта: Да, нежное Эхо. Один крутой облом.

Эхо : один облом, Марта, кругом один облом!

Марта: ...думали, кабы эти все вешицы да к нам в москву или там в полотняный завод возвратить? Надеюсь, что так думала не я одна... А Вы, Эхо?

Muza: Вот я, например, что-то не припомню, чтобы кто-то нам что-то отдавал так, как Вы хотите - добровольно, то есть (как говорил известный герой) ДАРОМ!

Таша: Дорогая Muza! Все бывает на этом свете. Зайдите на веточку "Музей Пушкина на Мойке", а то здесь рассказывать о музейных экспонатах как-то не с руки.

Светлана: Статья "по теме" http://nearyou.narod.ru/pushkin/666.html Тут еще что-то и под нумерологию "подогнали"...

Muza: Забавная статья. А сколько еще шестерок и прочих цифирей можно найти у Пушкина, да и не только у него. Как говорится, кто ищет, тот и находит!

Эхо : посмеиваитеся всё, уважаемые! а один современник воспоминал рассказик дохтора Спасского. тот пользовал Пушкина во всякое времичко, а особливо пред самой ево кончиною. так сказывал тот дохтор: Пушкин пред смертию признал, шо нещасливая для нево цифра ента - шестерка!: в тридцать шестом началися ссоры с дантесом, жене 24 года было, то значит: 2+4=6, а в 6 главе "Онегина" и вовсе смерть свою описал ... то-то ж!

Таша: Спасибо уважаемое Эхо, что обратили наше внимание на редко используемое пушкинистами воспоминание М. Н. Лонгинова. Оно опубликовано во 2 томе издания "Пушкин в воспоминаниях современников": Домашний доктор Пушкина, покойный И. Т. Спасский, лечил в то время и меня, будучи нашим домовым медиком. Он тогда же подарил мне составленно им рукописное описание кончины Пушкина, послужившее отчасти материалом для известного письма Жуковского и напечатанное мною в «Библиографических записках» 1859 года. Очень помню, что Спасский в то же время привез мне только что вышедшее тогда миниатюрное издание «Онегина» и с чувством перечитывал конец шестой его главы. Тут же Спасский сказал мне, что раненый Пушкин как-то заметил ему, что цифра 6 для него несчастна. Горе его началось в 1836 году, когда ему исполнилось 36 лет, а жене его 24 (2 + 4 = 6); 6-я глава «Онегина» заключала в себе как бы предчувствие о собственной кончине поэта и пр. Стало быть, печальная параллель между ним и Ленским приходила на мысль самому умирающему Пушкину. Действительно ли доктор Спасский вел такие откровенные разговоры со своим юным пациентом, оставим на его совести. Но один факт все же требует уточнения: в 1836 году Пушкину исполнилось на 36, а 37 лет!

Зизи: Накануне дуэли Пушкина опять вспоминаются предсказания. Кто-что-когда об этом писал? Еще две ссылки http://bookz.ru/authors/roscius-urii/rosciu07/1-rosciu07.html http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/1322

бык: Была еще одна предсказательница. Не помню ее имени, помню только, что на Л начиналось. Была такая?

Таша: Предсказательница по имени Мария Анна Аделаида Ленорман (1772-1843). Вы ее имели в виду, уважаемый Бык? Она жила в Париже и в 1814 году предсказала С. И. Муравьеву-Апостолу, что тот будет повешен. Никто ей не поверил, так как дворян в России не вешали. Однако прошло 12 лет и 13 июля 1826 года... А мы с вами забыли, что в наше время об этом дне вспоминают именно 13 июля, как будто и не было старого и нового стиля click here Говорили, что слова гадалки со слов Муравьева записала Е. Ф. Муравьева задолго до того, как предсказание сбылось! А еще она предрекла скорую смерть Робеспьеру... Вот, что сообщает о Ленорман интернет: И уж раз зашла речь о прекрасных дамах, стоит остановиться на мадам Ленорман, жившей в Париже в то время, когда Францией правил Наполеон Бонапарт. Мария Анна Аделаида Ленорман была известной гадалкой и предсказательницей. Адрес ее конторы был известен по всей Европе. Ленорман была весьма просвещенной особой, свободно говорила на нескольких языках, занималась музыкой, живописью и писала стихи. Ее салон посещали известные политики и люди искусства. Вращаясь в высшем свете и умело собирая слухи и тайные сведения, она виртуозно предсказывала будущее, к ее услугам обращались многие высокопоставленные персоны, и не только французские. За свои высказывания и распускаемые слухи она неоднократно попадала в тюрьму, но это только увеличивало ее славу. Постоянной клиенткой мадам была первая жена Наполеона императрица Жозефина. Наполеон запретил жене встречаться с гадалкой, по его приказу полиция следила за ней. Когда обнаружилось, что Ленорман тайно посещает императрицу, Наполеон приказал выслать гадалку из Франции. В изгнании она написала книгу, в которой предсказала падение Наполеона и реставрацию Бурбонов. Книга вышла из печати в 1815 году, когда все эти события уже произошли. Но рукопись была подписана 1808 годом и гадалка утвверждала, что ее предсказания были сделаны не позднее этого года. Еще больше шума вызвали мемуары мадам Ленорман, где она подробно описала свои взаимоотношения с императрицей Жозефиной. Успехом пользовались и другие сочинения предсказательницы на исторические темы. Умерла мадам Ленорман в возрасте 71 года в 1843 году, оставив после себя огромное по тем временам состояние – больше миллиона франков. Наличие у нее таких денег можно было легко предсказать, т.к. она была самой дорогой гадалкой в Европе



полная версия страницы