Форум » Пушкиноведение о дуэли и смерти Пушкина » внимательное чтение источников » Ответить

внимательное чтение источников

Natalie: Поскольку никто, кроме Саши не высказался ни за, ни против, создаем обновленную тему с более приемлемым названием: ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ Это отнюдь не означает, что обсуждение источников не будет теперь происходить на всех других ветках форума. Мы предлагаем обсуждать здесаь то, что серьезно выходит за рамки обсуждаемых проблем.

Ответов - 70, стр: 1 2 3 4 All

Кот: Письмо Екатерины Гончаровой (№13; Ободовская, Дементьев, 1975, с.274; 1978, с.210) публикаторы датируют: «Конец апреля – начало мая 1835 г.». Датировка – верная, но ее можно еще уточнить. Сначала определим крайние границы датировки. Екатерина пишет: «Мы узнали вчера от Пушкина, который услышал это от своей матери, о смерти Бабушки». Бабушка – Надежда Платоновна Гончарова – умерла 16 апреля то ли в Москве, то ли в калужском имении (если кто знает точно, сообщите, пожалуйста). В любом случае ранее 20-21 апреля известие об этом в Петербург попасть не могло, а поскольку сестры узнали об этом «вчера», то письмо пишется не ранее 21-22 апреля. Сестры услышали об этом от Пушкина, который в свою очередь узнал об этом от своей матери. Поскольку Пушкин 5 мая уехал в Псковскую губернию, то это «вчера» не могло быть позже 4 мая, а письмо не могло быть написано позже 5 мая. (Отнести это письмо к периоду после возвращения Пушкина в Петербург нельзя, так как в самый день его возвращения – 15 мая – Екатериной было уже написано следующее письмо - №14). Екатерина также пишет: «Мы получили от Носова деньги, спасибо, дорогой братец, они все ушли на оплату наших несчастных долгов». Из письма Александрины от 14 августа 1835 г., в котором она приводит счет полученных сестрами денег, известно, что деньги (750 рублей) они получили 26 апреля (1975, с.287; 1978, с.221). Следовательно, письмо Екатерины не могло быть написано ранее 26 апреля. Наконец, Екатерина пишет, что известие о смерти бабушки «не помешает нам поехать сегодня вечером на «Фенеллу»». В промежутке между 26 апреля и 5 мая «Фенеллу» дважды показывали в Александринском театре: 27 апреля (см.: Санктпетербургские ведомости, № 93, от 27 апреля) и 4 мая (см.: там же, №99, от 4 мая). Следовательно, письмо Екатерины было написано в один из этих дней. В какой же? Если предположить, что письмо было написано 27 апреля, то придется допустить, что, получив накануне деньги, сестры успели в тот же день раздать все долги, так как писалось письмо скорее всего утром , ибо письма на почте принимали до двух часов и письма обычно писались по утрам, чтобы успеть отправить их в тот же день. Вряд ли сестры раздавали долги в таком "пожарном" порядке. Кроме того, в этом же письме Екатерина поздравляет брата Ивана с днем рождения, который будет 22 мая. Вряд ли бы она стала это делать еще 27 апреля (почти за месяц до дня рождения), хотя и 4 мая – не слишком близко ко дню рождения, но она, вероятно, не была уверена, что напишет в течение мая второе письмо, хотя, как видим, написала 15 мая, чтобы сообщить о рождении сына у Натальи Николаевны, и в этом письме вторично поздравила Ивана с днем рождения. Косвенным аргументом в пользу 4 мая служит также то, что нам известно, что 3 мая (то есть «вчера») Пушкин действительно навещал родителей (передавал им деньги; см.:Щеголев. П.Е. Пушкин и мужики: По неизданным материалам. М.: Федерация, 1928. С. 218) и значит действительно мог услышать от своей матери, полученное ею, очевидно, от московских знакомых или родственников известие о смерти Надежды Платоновны Гончаровой. Поэтому я предлагаю датировать это письмо Екатерины именно 4 мая 1835 г.

Эхо : Кот пишет: Поэтому я предлагаю датировать это письмо Екатерины именно 4 мая 1835 г. Блестяще! Браво! Умнейший Кот!

Cаша: Огромное спасибо Вам, о мудрейший Кот ! Столько интересного, ценного и хронологически верного. Письмо вполне могло быть написано в субботу 4 мая, накануне отъезда Пушкина. А по поводу места кончины Надежды Платоновны, мне кажется, что это Москва. Во-первых, известие о смерти бабушки пришло от Надежды Осиповны. Если бы кончина произошла в калужском имении,то сестры скорее об этом узнали от Дмитрия Николаевича или кого-либо из Гончаровых. Во-вторых, видимо Афанасий Николаевич когда решил "отделаться" от супруги, приобрел ей дом в Москве. Ей незачем было возвращаться в гончаровскую вотчину после кончины мужа в 1832 году. Тем более внуки ее не жаловали, известие о кончине бабушки для них не скорбное и не "помешает ...поехать... на "Фенеллу".


Таша: Cаша пишет: Ей незачем было возвращаться в гончаровскую вотчину после кончины мужа в 1832 году. Тем более внуки ее не жаловали, известие о кончине бабушки для них не скорбное и не "помешает ...поехать... на "Фенеллу". Ваши рассуждения, уважаемый Саша, кажутся вполне логичными. очень хотелось бы пообщаться с участниками форума по разным интересно поставленным вопросам, но подготовка к 7-8-9-10 февраля занимает пока все наше время! До будущих встреч на форуме!

Таша: Побродила по нашим веткам в поисках более точного места для этого стихотворения Евтушенко, и мне показалось, что оно должно быть именно здесь, поскольку автор как раз проявил в нем умение "внимательного чтения источников" БАЛЛАДА О ШЕФЕ ЖАНДАРМОВ И О СТИХОТВОРЕНИИ ЛЕРМОНТОВА «НА СМЕРТЬ ПОЭТА» Я представляю страх и обалденье, когда попало в Третье отделенье «На смерть Поэта»1... Представляю я, как начали все эти гады бегать, на вицмундиры осыпая перхоть, в носы табак спасительный суя. И шеф жандармов — главный идеолог, ругая подчиненных идиотов, надел очки... Дойдя до строк: «Но есть, есть божий суд, наперсники разврата...» — он, вздрогнув, огляделся воровато и побоялся еще раз прочесть. Уже давно докладец был состряпан, и на Кавказ М. Лермонтов запрятан, но Бенкендорф с тех пор утратил сон. Во время всей бодяги царедворской — приемов, заседаний, церемоний: «Есть божий суд...» — в смятенье слышал он. «Есть божий суд...» — метель ревела в окна. «Есть божий суд...» — весной стонала Волга в раздольях исстрадавшихся степных. «Есть божий суд...» — кандальники бренчали. «Есть божий суд...» — безмолвствуя, кричали глаза скидавших шапки крепостных. И шеф, трясясь от страха водянисто, украдкой превратился в атеиста. Шеф посещал молебны, как всегда, с приятцей размышляя в кабинете, что все же бога нет на этом свете, а значит, нет и божьего суда. Но вечно надо всеми подлецами — жандармами, придворными льстецами,— как будто их грядущая судьба, звучит с неумолимостью набата: «Есть божий суд, наперсники разврата... Есть божий суд... Есть грозный судия...» И если даже нет на свете бога, не потирайте руки слишком бодро: вас вицмундиры ваши не спасут,— придет за все когда-нибудь расплата. Есть божий суд, наперсники разврата, и суд поэта — это божий суд! Неожиданная трактовка, правда?

Зизи: Но вечно надо всеми подлецами — жандармами, придворными льстецами,— как будто их грядущая судьба, звучит с неумолимостью набата: «Есть божий суд, наперсники разврата... Есть божий суд... Есть грозный судия...» Если бы это было так! Я никогда не считала Евтушенко "соцреалистом", но почему-то от этого стихотворения повеяло именно этим реализмом

Таша: Да, мне тоже кажется, что в его поэзии очень сильно гражданское начало, но я не назвала бы это СОЦреализмом. Как раз окончание стихотворения - там, где слово поэта приравнено Божьему суду - говорит в пользу иного реализма

Кот: Начало стихотворения слабовато и имено оно навевает "соцреализм", но вторая половина ( "«Есть божий суд...» — метель ревела в окна"... и далее) окупает слабое начало..

Natalie: По поводу внимательного чтения источников. Вдруг возник вопрос, который мучил меня еще в школьные времена, а потом как-то притупился и позабылся. Итак, Лермонтов. Смерть поэта: Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит! Как вам кажется, что означают слова "как прежде"? Это КОГДА? И О ЧЕМ тут речь? Дополню: в поэме "Демон" читаем: Один как прежде во вселенной... Тут ясно: был одинок, потом пришла любовь, а после смерти Тамары любви больше нет, и он возвращается в состояние "...как прежде". А у Пушкина о каком "прежнем" одиночестве идет речь? По Лермонтову выходит, что когда он "восстал... против мнений света", такое состояние как будто наступило вновь, он стал таким, "как прежде"

Таша: Не исключено, что здесь мы имеем дело со скрытой цитатой из пушкинского "Кавказского пленника": .........и я гоним судьбою, И муки сердца испытал. Нет, я не знал любви взаимной, Любил один, страдал один; И гасну я, как пламень дымный, Забытый средь пустых долин... Но все же это монолог пушкинского героя, и эти слова некорректно относить к САМОМУ Пушкину.

Кот: Уважаемые Natalie и Таша, у меня ответа нет, но есть попутный вопрос. Интересно, что мог знать Лермонтов о "прежнем" Пушкине? Если Пушкин позволял себе не соглашаться с мнением света, то он всегда это делал действительно один, а не "в компании". Но что мог знать об этом Лермонтов? Мог ли он иметь в виду что-то конкретное? Или это "общее" замечание об одиночестве поэта в свете?

Таша: Именно эти вопросы и озадачивают меня, уважаемый Кот. Если бы Лермонтов писал о всегдашнем одиночестве творца, то зачем употреблять слово "прежде"? Или это слово применено здесь в каком-то ином значении (как тождество слову "всегда")? Если «прежний" - это «тот, что был раньше», то можно допустить, что это также и «то, что было всегда». Так?

Кот: Очень похоже, что именно так, уважаемая Таша! Но я действительно с удивлением обнаружил, что ничего не знаю по поводу осведомленности Лермонтова о биографии Пушкина. По-моему, нигде ничего об этом не встречал. Буду благодарен, если кто-то мне укажет на работы. где об этом можно прочитать.

Таша: С 1834 г. Лермонтов - корнет 6-го эскадрона Гусарского полка. Не помню, в каком эскадроне служил И. Н. Гончаров, но все-таки они оказались в одном полку... Хотя лично Лермонтов не знал Пушкина, но от брата Натальи Николаевны мог что-то слышать.

Зизи: Когда речь заходит о Лермонтове, мне на ум сразу приходят работы Эммы Герштейн. Но есть ли в них что-нибудь об осведомленности Лермонтова, не помню. Надо перечитать.

Natalie: Если "развивать" линию Ивана Гончарова, то посмотрите здесьдельную статью царскосельского краеведа Маркова (увы, уже покойного). Там есть следующее: В лейб-гвардии Гусарском полку Ламберт особенно близок был с братом H. H. Пушкиной Иваном Гончаровым. 9 ноября 1836 г. Екатерина Николаевна Гончарова в письме из Петербурга к брату Дмитрию в Полотняный Завод сообщала новость о Гончарове: «Он проводит время почти постоянно в Царском, и живет там у Ламберта, он говорит, что так ему жизнь стоит дешевле, а здесь останавливается у Глебова». И. Н. Гончаров после возвращения в лейб-гвардии Гусарский полк 26-27 октября 1836 г. из почти годовой командировки в Калужскую и Орловскую губернии для закупки лошадей для ремонта жил в доме У. Ламберт. Поэтому не случайно, что И. К. Ламберт в дуэльной истории Пушкина и Дантеса встал на сторону Пушкина, как, впрочем, и все офицеры лейб-гвардии Гусарского полка. 29 января 1837 г. в письме из Царского Села статс-дама двора Его Императорского Величества Е. А. Соломирская, жена полковника лейб-гвардии Гусарского полка П. Д. Соломирского, писала своему отцу московскому почт-директору А. Я. Булгакову: «У нас обедало несколько человек (приезжие из Петербурга), между прочим, Ламберт и Михаил Пашков, которые рассказали нам ужасную историю про Пушкина писателя... Дуэль разыгралась вчера. Говорят, что Пушкин серьезно ранен... Все глубоко жалеют Пушкина и бедную жену». Ламберт был не только сослуживцем Лермонтова со времени его прибытия 13 декабря 1834 г. в лейб-гвардии Гусарский полк, но и общался с ним в петербургском свете, о чем свидетельствует рисунок Лермонтова из альбома А. М. Верещагиной, хранящийся в Колумбийском университете (США). На рисунке И. К. Ламберт изображен вместе с И. Н.Гончаровым и управляющим конторой императорских театров А. Д. Киреевым в кабинете министра финансов Российской империи графа Е. Ф. Канкрина. Далее Марков пишет, что этот "рисунок Лермонтова как-то связан с дуэльной историей Пушкина и Дантеса, к которой оказались причастны многие светские лица". Но этот пассаж мне не понятен.

Зизи: А я перечитываю "Судьбу Лермонтова" Э. Герштейн. Не знаю пока, что это дает, но у Герштейн читаем: "Через много лет после смерти Лермонтова, делясь своими воспоминаниями о нем в письме к Александру Дюма, поэтесса (имеется в виду Е. Ростопчина) назвала прямой причиной ссоры между Лермонтовым и Барантом «спор о смерти Пушкина». С версией Ростопчиной совпадает еще одно свидетельство современника, ссылавшегося при этом на слова самого Лермонтова. Караульный офицер Горожанский, дежуривший на Арсенальной гауптвахте в то время, когда Лермонтов находился там в заключении, случайно слышал и передал потом П. А. Висковатову слова самого поэта: «Je déteste ces chercheurs d’avantures*. Эти Дантесы и де Баранты заносчивые сукины дети». ( Ростопчина Е. П. Из письма к Александру Дюма (1858). — Воспоминания, с. 284. Перевод с фр. Висковатов П. А. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. М., Изд-во Рихтера, 1891., с. 320.) Продолжаю чтение.

Кот: Уважаемые Natalie, Таша и Зизи! Про Ивана Гончарова и Ламберта - действительно интересно. Я как-то запамятовал, что Иван и Лермонтов служили в одном полку. Что-то о "прежнем" Пушкине Лермонтов, конечно, мог слышать от Гончарова, хотя, конечно, в основном о последних годах, когда они породнились. Что касается непосредственных преддуэльных и дуэльных событий, то о них Лермонтов мог слышать от многих в светском обществе.

Таша: В воспоминаниях Павла Катенина (раз уж тут отмечается день его рождения, можно и вспомнить о мемуарах) сказано о его возвращении в Петербург в 1818 году: Из Москвы возвратился я через год; все офицеры жили тогда в верхнем этаже казарм, на углу Большой Миллионной и Зимней Канавки Интересно, как это можно жить одновременно на Зимней канавке и на Миллионной? Разве что в доме будущего австрийского посольства?! Вот и доверяй после этого мемуарным источникам!

Кот: Уважаемая Таша! Простите москвича, но разве Зимняя канавка не пересекает Миллионную?



полная версия страницы